Алексей Павлович Окладников (1908–1981)

В октябре 2023 г. научная общественность отмечала 115 лет со дня рождения выдающегося советского археолога, историка и этнографа, автора фундаментальных трудов по истории первобытного общества, организатора науки академика АН СССР Алексея Павловича Окладникова.

Основные направления исследований А.П. Окладникова связаны с такими вопросами древней истории, как первоначальное расселение человека, ранняя история коренных сибирских и дальневосточных народов, становление русской культуры и др. Им впервые изучены археологические памятники Якутии, открыты останки неандертальца в Узбекистане, исследован палеолит в Туркмении и Восточной Сибири, открыты памятники каменного века в Монголии.

Важнейшим направлением научного творчества академика Окладникова было первобытное искусство. На базе Института истории, филологии и философии СО АН СССР (в настоящее время – Институт археологии и этнографии РАН), директором (с 1966 г.) которого он был, сформировалась научная школа по изучению первобытного искусства, основателем которой по праву считается А.П. Окладников. Весомый вклад в изучение первобытного искусства внесли такие видные ученые – представители этой научной школы, как В.И. Молодин, З.А. Абрамова, В.В. Бобров, Д.Л. Бродянский, Р.С. Васильевский, В.Д. Кубарев, В.Е. Ларичев, А.И. Мазин, А.И. Мартынов, В.Е. Медведев, Е.А. Окладникова, В.Т. Петрин. Подготовка квалифицированных специалистов – учеников и преемников А.П. Окладникова – осуществлялась также в Новосибирском государственном университете, где ученый с 1962 года заведовал кафедрой всеобщей истории.

Предложенные А.П. Окладниковым методические и методологические подходы к изучению наскальной изобразительной деятельности древнего человека, разработанная им культурно-хронологическая интерпретация памятников наскального искусства – востребованы и сегодня научным сообществом и продолжают развиваться благодаря современным научно-техническим достижениям.

Накопленная А.П. Окладниковым за долгие годы коллекция археологических находок явилась важной частью экспозиции созданного по его инициативе на территории Новосибирского Академгородка «Музея археологии под открытым небом», в котором представлено более 70 памятников культуры русского и коренных народов Сибири.

Память о великом исследователе и ученом осталась жить не только в его трудах, книгах, археологических находках, но и в названиях: его имя носят пещера в Горном Алтае, одна из улиц в селе Березняки (городской округ Южно-Сахалинск, Сахалинская область), Хабаровский музей археологии, аудитория в Новосибирском государственном университете. На здании возглавлявшегося им института установлена мемориальная доска. Учреждены Премия имени А.П. Окладникова для молодых ученых Сибирского отделения РАН и именная стипендия для студентов гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Алексей Павлович Окладников родился 3 октября 1908 г. в д. Константиновщина Знаменской волости Иркутской губернии (ныне д. Константиновка Жигаловского района Иркутской области); скончался 18 ноября 1981 г. в Москве, похоронен на Южном (Чербузинском) кладбище в Новосибирске.

1925 г. Окончил среднюю школу в с. Анга Качугского района.

1926–1929 гг. Студент Иркутского педагогического техникума.

1928–1934 гг. Заведующий этнографическим отделом Иркутского краеведческого музея.

1929–1934 г. Студент исторического факультета Иркутского педагогического института.

1932–1934 гг. Руководитель Ангарской археологической экспедиции Иркутского краеведческого музея и Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества.

1934–1938 гг. Аспирант Государственной академии истории материальной культуры (Ленинград).

1935 г. Руководитель археологического отряда Нижнеамурской комплексной экспедиции Института антропологии, археологии и этнографии АН СССР.

1938 г. Присуждена ученая степень кандидата исторических наук за диссертацию «Неолитические могильники в долине р. Ангары».

– Руководитель специального отряда по изучению каменного века Узбекистана в составе Термезской археологической экспедиции.

1938–1952 гг. Старший научный сотрудник, с 1949 г. заведующий Ленинградским отделением Института истории материальной культуры АН СССР.

1940–1945 гг. Руководитель Ленской историко-археологической экспедиции.

1945 г. Награжден орденом «Знак Почета» за выдающиеся заслуги в развитии науки и в связи с 220-летием АН СССР.

1946 г. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

1947 г. Присуждена ученая степень доктора исторических наук за диссертацию «Очерки по истории Якутии – от палеолита до присоединения к Русскому государству».

– Награжден орденом «Знак Почета» за достигнутые успехи в развитии науки.

– Руководитель IX отряда Южно-Туркменской археологической экспедиции.

1949 г. Руководитель Отряда по изучению каменного века Монгольской Народной Республики в составе Советско-Монгольской археологической экспедиции.

1950 г. Присуждена Сталинская премия за открытие стоянки палеолитического человека в пещере Тешик-Таш (Средняя Азия).

1951–1955 гг. Руководитель Ангарской археологической экспедиции.

1952–1961 гг. Заведующий сектором палеолита в Ленинградском отделении Института археологии АН СССР.

1953 г. Назначен руководителем Дальневосточной (впоследствии Североазиатской) археологической экспедиции, в 1953–1960 гг. возглавлял отряды экспедиций по изучению каменного века Таджикистана, Киргизии и Узбекистана.

1954 г. Награжден орденом «Знак Почета» за многолетний плодотворный труд на благо советской науки.

1955–1959 гг. Руководитель Братской археологической экспедиции, изучавшей древние памятники в зоне затопления Братской ГЭС.

1956 г. Присвоено звание заслуженного деятеля науки Якутской АССР.

1957 г. Присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР.

1957–1963, 1976–1981 гг. Член редколлегии журнала «Советская археология».

1959 г. Присуждена Премия имени Ф.Ф. Буссе за научно-популярную книгу «Далекое прошлое Приморья: (Очерки по древней и средневековой истории Приморского края)».

1960–1964 гг. Руководитель Советско-Монгольской археологической экспедиции.

1961–1966 гг. Заместитель директора Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР и заведующий Отделом гуманитарных исследований СО АН СССР (Новосибирск).

1961–1981 гг. Председатель Научного совета по проблеме «История Сибири» СО АН СССР.

1962 г. Утвержден в ученом звании профессора.

1962–1981 гг. Председатель Объединенного ученого совета по историко-филологическим и философским наукам при Президиуме СО АН СССР.

– Заведующий кафедрой всеобщей истории Новосибирского государственного университета.

– Член Правления Всесоюзного и Республиканского общества «Знание».

1964 г. Избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.

1965–1975 гг. Член Высшей аттестационной комиссии.

1965–1981 гг. Член Президиума СО АН СССР.

1966–1973, 1975 гг. Руководитель Советско-Монгольской историко-культурной экспедиции.

1966–1981 гг. Директор Института истории, филологии и философии СО АН СССР.

– Вице-президент Международного конгресса монголоведов (Улан-Батор).

– Председатель Комиссии по востоковедению при Президиуме СО АН СССР.

1967 г. Награжден орденом Ленина за создание Новосибирского научного центра Сибирского отделения АН СССР и достигнутые успехи в развитии науки.

1967–1981 гг. Ответственный редактор журнала «Известия Сибирского отделения АН СССР. Серия общественных наук».

1968 г. Избран действительным членом Академии наук СССР.

1969–1973 гг. Депутат Новосибирского городского Совета депутатов трудящихся.

1969–1981 гг. Председатель Сибирского отделения Археографической комиссии АН СССР.

– Член редколлегии журнала Inter-Nord (Франция).

– Член экспертной комиссии по присуждению Золотой медали имени К. Маркса при Президиуме АН СССР.

1970 г. Награжден юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».

– Присвоено звание заслуженного деятеля науки Бурятской АССР.

– Присуждена Премия имени С.И. Дежнева Географического общества СССР за исследования Сибири и Дальнего Востока.

1970–1981 гг. Член редколлегии журнала «Сибирские огни».

– Член Новосибирского городского комитета КПСС.

– Член редакционного совета редакции «Общественные науки и современность» при Секции общественных наук Президиума АН СССР.

1972 г. Награжден Почетной грамотой Всесоюзного общества «Знание».

– Награжден медалью «50 лет Монгольской Народной Республики».

1972–1981 гг. Заместитель председателя Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

– Председатель Общества советско-монгольской дружбы (Новосибирское отделение).

1973 г. Присуждена Государственная премия СССР в области науки и техники за пятитомный научный труд «История Сибири», опубликованный в 1968–1969 годах.

– Избран членом-корреспондентом Британской академии.

1973–1981 гг. Член редколлегии журнала «Советская этнография».

– Сопредседатель Советско-Венгерской комиссии историков.

1974 г. Награжден орденом Труда II степени Венгерской Народной Республики.

– Избран иностранным членом Монгольской академии наук.

– Руководитель группы советских ученых первой советско-американской археологической экспедиции (Аляска, США).

1974–1981 гг. Член Президиума Новосибирского областного Комитета защиты мира.

1975 г. Награжден орденом Ленина за заслуги в развитии советской науки и в связи с 250-летием Академии наук СССР.

– Избран иностранным членом Монгольской академии наук.

– Награжден Почетной грамотой Советского фонда защиты мира.

1976 г. Избран почетным членом Венгерской академии наук.

1976–1981 гг. Член редколлегии журнала «История СССР».

– Председатель Музейного совета при Президиуме СО АН СССР.

1977 г. Вице-президент Комиссии по наскальному искусству палеолита при Международном обществе доисторических и протоисторических наук (UISPP).

– Избран почетным членом общества «Центр изучения искусств в Валькамонике» (Италия).

– Присвоено звание почетного члена Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры за многолетнюю активную работу в Обществе.

1978 г. Присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» за большие заслуги в области археологии и исторической науки, подготовке научных кадров и в связи с 70-летием со дня рождения.

– Награжден орденом Красного Знамени Монгольской Народной Республики.

– Присвоено звание заслуженного деятеля науки Таджикской ССР за вклад в развитие исторической науки.

– Награжден почетным знаком «За вклад в дело дружбы» Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами.

– Избран почетным доктором Познаньского университета им. А. Мицкевича (ПНР).

1979–1983 гг. Председатель редколлегии серии «Литературные памятники Сибири».

1980 г. Избран почетным членом Географического общества СССР.

– Правлением Всесоюзного общества «Знание» награжден дипломом I степени и денежной премией за книгу «Открытие Сибири».

– Избран почетным членом Общества спелеологов Кубы за крупные исследования пещерного искусства.

Р.С. Васильевский

КРАТКИЙ ОЧЕРК НАУЧНОЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Имя академика Алексея Павловича Окладникова – археолога и историка, исследователя древнейшего прошлого человечества – широко известно как у нас в стране, так и за рубежом. Он по праву считается одним из основоположников сибирской школы археологов, получившей всеобщее признание.

А.П. Окладников родился 3 октября 1908 г. в д. Константиновщица Знаменской волости Иркутской губернии в семье сельского учителя. Окончил среднюю школу в старинном русском селе Анга, раскинувшемся в истоках р. Лены.

Ангинскую школу в то время возглавлял И.Т. Житов – страстный краевед. По его инициативе при школе был создан краеведческий кружок, в котором занимался А.П. Окладников, изучая быт сибирских сел, записывая старинные сказания, песни, русские и бурятские легенды. Эти занятия способствовали зарождению глубокого интереса к истории родного края, к старине.

После окончания школы по путевке укома комсомола А.П. Окладников поступает учиться в Иркутский педагогический техникум, откуда затем переходит в педагогический институт. Занятия в институте, а также экскурсии по Прибайкалью под руководством Б.Э. Петри с целью изучения археологических памятников и сбора этнографических материалов окончательно определили круг научных интересов А.П. Окладникова. Археология становится основной его специальностью.

В 1926 г. он опубликовал первую научную работу «Неолитические стоянки на Верхней Лене», материал для которой был им собран в 1925 г. в окрестностях с. Бирюльского.

В 1928 г. А.П. Окладников совершил первое большое путешествие в поисках стоянок первобытного человека по тогда еще мало изведанной р. Лене. На одной из ленских террас недалеко от Шишкинских скал он обнаружил погребения древних охотников каменного века, а на самих скалах – целую галерею наскальных рисунков, изображающих людей, животных и птиц. Об этих рисунках сообщал в XVIII в. Г.Ф. Миллер. Однако открытие не было оценено должным образом и скоро забыто. Вторичное открытие Шишкинских петроглифов и их последующее изучение сделали этот замечательный памятник наскальной живописи Сибири достоянием широкой общественности.

В том же 1928 г. А.П. Окладников назначен заведующим этнографическим отделом Иркутского краеведческого музея. Он ведет работу по изучению архивных материалов конца XVII – начала XVIII в., связанных с общественно-экономической историей Восточной Сибири, прежде всего с историей русского крестьянства и западных бурят Приангарья и Ленского края, совершает археологические разведывательные маршруты в Забайкалье. В низовьях р. Селенги им были обнаружены интересные памятники палеолита, неолита, эпохи бронзы и железного века (Кабанск, Нюки, Фофаново). Одновременно А.П. занимается сбором этнографических материалов по истории западных бурят и эвенков.

Занятия в музее, этнографические исследования обогащали и делали более целенаправленными исследования по археологии. Именно в эти годы обнаружилась характерная особенность работ А.П. Окладникова – использование этнографических данных, когда это возможно, при интерпретации археологических материалов.

В начале 30-х годов в связи с проектированием строительства каскада гидростанций на р. Ангаре начинаются изыскательские работы по выявлению древних памятников в зоне затопления. А.П. Окладникову поручается возглавить Ангарскую археологическую экспедицию Иркутского краеведческого музея и Восточно-Сибирского отдела Географического общества. Экспедиция 1932–1934 гг. обследовала берега Ангары на протяжении более 600 км – от Иркутска до с. Братск.

Одним из главных объектов исследования были могильники эпохи неолита и бронзы. А.П. Окладников установил основные признаки – каменные кладки, их расположение. В долине Ангары ему удалось обнаружить ряд крупных могильников, раскопки которых привели к открытию богатейшего материала, относящегося к нескольким последовательно сменявшимся этапам прибайкальского неолита и бронзы. Разнообразные по составу комплексы вещей позволили не только полнее и всестороннее представить материальную культуру и экономику охотников и рыболовов Прибайкалья, выявить черты и особенности погребального культа, религиозных представлений и социально-экономического строя, но и впервые на достаточно прочной документальной основе представить проблему этногенеза, а также выделить наиболее крупные периоды истории Прибайкалья.

Успешные исследования А.П. Окладникова на Ангаре, Верхней Лене и в Забайкалье, новый и интересный материал, полученный в результате раскопок, обратили на него внимание руководства Государственной академии истории материальной культуры, и в 1934 г. он был приглашен в аспирантуру академии. Одним из его учителей стал выдающийся исследователь палеолита П.П. Ефименко.

В 1936–1937, 1939–1940 гг. А.П. Окладников продолжает археологические исследования на Анкаре. Раскопки проводятся в основном в нижнем течении, на участке Ангарской долины от Братска до пос. Стрелка. За четыре года работ здесь было обнаружено большое количество разнообразных памятников: могильники, стоянки, поселения, наскальные рисунки, относящиеся к различным хронологическим эпохам. Кроме того, в это же время А.П. исследовал один из замечательных памятников Северной Азии – Буреть, открытый им в 1936 г. Этот памятник, а также поселение в Мальте, исследование М.М. Герасимовым в 1927–1958 гг., представляли наиболее раннюю, известную тогда стадию развития верхнепалеолитических культур Восточной Сибири.

Работы на Ангаре (1932–1940) заложили основу новой культурно-хронологической схемы древней истории Прибайкалья. Разработанные А.П. Окладниковым в те годы хронология и периодизация прибайкальского неолита и бронзового века с выделением последовательно сменяющихся этапов – исаковского, серовского, китойского, глазковского – сохранили свое значение до настоящего времени.

Итоги многолетних исследований в бассейне р. Ангары были подведены в кандидатской диссертации «Неолитические могильники в долине р. Ангары», защищенной А.П. Окладниковым в 1938 г. и в двухтомной капитальной монографии «Неолит и бронзовый век Прибайкалья» (ч. 1–2, 1950; ч. 3, 1955).

Параллельно с работами на Ангаре А.П. Окладников по приглашению М.Е. Массона в 1938 и 1939 гг. проводил вместе с В.Д. Запорожской исследования по изучению каменного века Южного Узбекистана. Эти исследования завершились блестящим открытием и раскопками многослойного памятника мустьерского времени (средний палеолит) Тешик-Таш с погребением в гроте мальчика-неандертальца.

Это открытие – одно из выдающихся достижений советской археологической науки. Находка неандертальского погребения в Средней Азии до сих пор остается уникальной.

В 1950 г. за монографию, посвященную исследованию грота Тешик-Таш (Тешик-Таш. Палеолитический человек, 1949), А.П. Окладников вместе с Н.А. Синельниковым и М.А. Гремяцким, изучавшими антропологический материал, был удостоен Государственной премии СССР.

В 1940 г. А.П. Окладников принимается за разработку другой важной проблемы – истории Якутии. На протяжении шести лет возглавляемая им Ленская историко-археологическая экспедиция вела систематические исследования на обширных пространствах Якутии, представлявших до этого сплошное белое пятно на археологических картах. Были обнаружены и тщательнейшим образом исследованы десятки разнообразных памятников от палеолита до XVII в. Результаты этих многолетних трудов обобщены в докторской диссертации «Очерки по истории Якутии – от палеолита до присоединения к Русскому государству», защищенной А.П. Окладниковым в 1947 г., в ряде монографий и статьях. Широкий резонанс получила разработанная им идея происхождения якутского народа.

Продолжением работ в Якутии явились исследования в 1946 г. на крайнем Северо-Востоке. Еще в 1945 г. А.П. Окладников доказывал необходимость расширения исследований на Севере, подчеркивая, что без истории северных народов всемирная история будет неполной. Эта инициатива была поддержана Отделением истории АН СССР, и летом 1946 г. возглавляемая им Колымская экспедиция прибыла в Магадан. Основной задачей экспедиции было выяснение общего характера древних культур, которые существовали в прошлом на Северо-Востоке, и их отношения к уже известным культурам других областей как Старого, так и Нового Света. В короткие сроки участники экспедиции провели эффективные раскопки в окрестностях Магадана и прилегающих районах Охотского побережья, затем прошли на лодках вниз по р. Колыме от пос. Средникан до Амбарчика и дальше вдоль морского побережья до мыса Баранова.

Полученные в процессе работ обширные и выразительные материалы позволили А.П. Окладникову сделать принципиально важный вывод о том, что культуры Охотского побережья и побережья Ледовитого океана (Берингоморья), хотя и сходны в основе, резко отличались по своим специфическим чертам. Они принадлежали совершенно различным этническим группам: охотская – корякам, берингоморская – эскимосам. В то же время отмечалось сходство этих культур с культурами Северной Америки и Юго-Восточной Азии.

Высказанная А.П. Окладниковым мысль о связях эскимосской культуры с неолитом южных областей Тихого океана в дальнейшем значительно стимулировала разработку проблем происхождения культур приморского типа.

В послевоенный период А.П. Окладников большое внимание уделяет разработке проблем археологии и древней истории республик Средней Азии, Бурятской АССР, Дальнего Востока, а также исследованию древних культур Прибайкалья.

В 1947–1958 гг. он проводит серию экспедиционных маршрутов в Туркмении, Таджикистане, Киргизии и Узбекистане, в ходе которых было обнаружено и раскопано большое количество памятников каменного века. Среди них особо следует отметить раскопки многослойной стоянки в пещере Джебел в Западной Туркмении, результаты которой дали возможность А.П. Окладникову сделать важные выводы общеисторического значения о связях древней культуры Прикаспия с культурами Переднего Востока, открытие совершенно новой и своеобразной гиссарской культуры каменного века в Таджикистане. Раскопки пещеры Ходжикент в Узбекистане позволили получить выразительный и обширный набор типично мустьерских изделий, в том числе большое количество нуклеусов, в основном леваллуазского типа, длинных ножевидных пластин и остроконечников. Результатам раскопок в Узбекистане посвящен ряд статей, в которых А.П. Окладников отмечал, что мустьерская культура севера Узбекистана при некотором ее сходстве с Тешик-Ташем имела также черты, позволяющие сближать ее с кругом памятников, открытых в долине Сырдарьи.

С 1951 г. начался новый этап в изучении археологических памятников в долине Ангары. Он был связан с началом строительства Иркутской ГЭС.

В 1951–1955 гг. исследования проводились в долине Ангары – от ее истоков до Иркутска. Обширные археологические раскопки под руководством А.П. Окладникова были осуществлены на островах Сосновом, Лесном и у д. Патроны на левом берегу Ангары. На этих многослойных памятниках, сейчас находящихся на дне Иркутского водохранилища, были вскрыты тысячи квадратных метров площади. В процессе раскопок здесь был собран богатый и разнообразный вещественный материал, относящийся к различным эпохам.

Особенно важно то, что на островах Сосновом, Лесном и у д. Патроны впервые удалось выделить в четких стратиграфических условиях культурные комплексы эпохи бронзы и железного века. Здесь под слоем, содержащим остатки культуры древних курыкан-скотоводов, была обнаружена новая, ранее почти неизвестная культура, характеризующаяся высокоразвитым железоплавильным производством. Под слоем раннего железного века залегал слой развитой бронзы, в котором вместе с фрагментами керамики, украшенными налепными валиками, были встречены бронзовые топоры-кельты «таежного» типа, бронзовые ножи, шилья и другие интересные изделия. Эти материалы раскрыли перед археологами совершенно новый мир исторических фактов и значительно расширили старые представления об историческом развитии древних племен Прибайкалья.

Еще более широкие археологические раскопки были проведены под руководством А.П. Окладникова в зоне затопления Братской ГЭС в 1955–1959 гг. В ходе работ были исследованы палеолитические стоянки Красный Яр и Федяево, неолитические поселения в устье р.Белой, в падях Ленковка, Калашникова, Частые, в районе сел Нижне-Середкино, Казачье, Заярск, Рютино, а также в районе Братска, где раскапывалось многослойное поселение «Братский камень» с богатыми находками.

Одновременно с раскопками поселений изучались могильники эпохи неолита и бронзы в Усть-Уде, в Серове, у поселков Пономарево и Семеново, который дали обильный инвентарь, в частности замечательные образцы первобытного искусства.

Сплошному обследованию были подвергнуты также поселения железного века около поселка Усть-Талькина, в местности Улан-Бор. Много внимания уделялось изучению наскальных рисунков на Каменных островах. Находящиеся здесь наскальные изображения были тщательнейшим образом скалькированы, описаны, а затем часть из них спилена и доставлена в Иркутский художественный музей.

Важным итогом исследований ангарских экспедиций было то, что они подтвердили правильность ранее разработанной А.П. Окладниковым периодизации и культурно-хронологической схемы развития неолита и бронзы Прибайкалья.

В 1947–1952 гг. обширные изыскательские работы под руководством А.П. Окладникова развертываются на территории Забайкалья, в Бурятской АССР, Читинской области и в верховьях р. Лены. Отряды возглавляемой им экспедиции обследовали долины наиболее крупных рек Забайкалья: Селенги от границы с Монгольской Народной Республикой до берегов Байкала, Уды, Онона, Джиды, Чикоя, Хилка. В результате исследований удалось выявить новые палеолитические поселения и неолитические стоянки. Материалы со стоянок эпохи неолита и бронзы Нижней Селенги позволили А.П. Окладникову установить отличия забайкальских культур этого времени от прибайкальских и проследить их связи с южными ареалами. Несколько интереснейших погребений было открыто им у с. Острог и Никольского, а также на знаменитом Фофановском могильнике. Кроме глазковских могил, А.П. Окладникову удалось обнаружить более поздние захоронения эпохи бронзы – погребение с первым для Забайкалья карасукским кинжалом и остатки погребения с сосудом, украшенным шахматным узором, что указывало на южные связи поздней бронзы Забайкалья. Он обследовал также гуннские памятники (могильники, поселения), в частности знаменитое Иволгинское городище, где были раскопаны жилища-землянки с очагами типа канов, парадное здание и производственно-металлургический комплекс.

Раскопки в районах юго-западного Забайкалья позволили А.П. Окладникову выделить здесь новую культуру железного века, названную им бурхотуйской. Он установил неожиданно близкое сходство этой культуры по керамике с амурско-приморскими культурами железного века. По времени бурхотуйская культура заняла отсутствующее до сих пор звено в истории забайкальских племен послегуннской эпохи, предшественников памятников тюркского периода.

Широкие исследования ранней истории Забайкалья, естественно, привели А.П. Окладникова к постановке и решению более крупных проблем, связанных с историей народов Центральной Азии. В 1949 г. он впервые проводит полевые работы в Монгольской Народной Республике, руководя отрядом по изучению каменного века Монголии, входящим в состав Советско-Монгольской экспедиции С.В. Киселева.

Отряд работал в долинах Орхона, Толы, Халкин-Гола, Керулена и в Южной Гоби. Эти первые разведочные маршруты дали полнейшие сведения по каменному веку Монголии и прежде всего впервые позволили констатировать здесь наличие палеолитических местонахождений. Памятники палеолита были открыты в долине Орхона (Эрдэни-Дзу, Мойлтын Ам), мезолита на Халкин-Голе (Хере-Уул). Эти исследования создали фундаментальный задел для последующего изучения каменного века Центральной Азии.

В 50-х годах внимание А.П. Окладникова привлекла ранняя история народов Дальнего Востока, что было подготовлено всеми предшествующими исследованиями и обусловливалось концепцией, характерной для А.П. Окладникова, стремящегося понять закономерности исторического процесса в целом, в общей исторической связи событий и явлений.

В этой области А.П. интересовали прежде всего четыре крупные проблемы: во-первых, вопрос о первоначальном заселении человеком территории Дальнего Востока, теснейшим образом связанный с проблемой заселения Американского континента; во-вторых, причины необычайно высокого уровня развития неолитических культур Приамурья и Приморья, своеобразие их экономики; в-третьих, этногенетические проблемы – формирование дальневосточных палеоазиатов и тунгусо-маньчжурских племен, а также их взаимоотношения с народами соседних областей; в-четвертых, возникновение и развитие на Дальнем Востоке первых государственных образований Бохая и «Золотой империи» чжурчжэней.

Еще в 1935 г. во время первой своей экспедиции на Нижний Амур, организованной по инициативе и при поддержке В.Г. Тан-Богораза, А.П. Окладников обратил внимание на своеобразие неолитических памятников долины р. Амура.

Сравнение их с неолитическими культурами Прибайкалья привело его к важному выводу о принципиальном различии между ними. Особенности бытового уклада неолитических племен мура были связаны с характером их хозяйственной деятельности, основу которой составляло оседлое рыболовство. В то же время отмечалось, что амурские культуры, почти не соприкасавшиеся с культурами таежных охотников и рыболовов Сибири, обнаруживают близкие связи с культурами южных районов Тихоокеанского бассейна.

На материалах, собранных в долине Амура, А.П. Окладниковым была разработана первая хронологическая схема амурских памятников. Были выделены этап мезолита, или раннего докерамического неолита (местонахождение в районе дер. Осиповка близ Хабаровска), и два последующих этапа неолита.

Основным объектом исследований Дальневосточной археологической экспедиции Института истории материальной культуры АН СССР в 1953 г. стало Приморье. Широкие изыскательные работы были развернуты по островам в заливе Петра Великого, от Владивостока и острова Попова до острова Фуругельма (у берегов Кореи), на полуостровах Янковского и Песчаном, в бухте Находка, в районе Уссурийска, на берегах озера Ханка, в районе Хабаровска.

Одной из задач этих исследований были поиски наиболее ранних памятников, предшествующих поселениям с раковинными кучами. Поиски эти привели к открытию древнейшей  в настоящее время в Приморье осиновской культуры. Была также выявлена новая для Приморья культура неолитического облика в устье р. Гладкой.

В последующие годы районы работ Дальневосточной экспедиции расширяются и охватывают значительную часть территории Приморья – от границ Кореи на юге до бухты Рудной и устья р. Амги на севере. Обследуются также долина р. Уссури, верховья Амура, района Хабаровска, ведутся исследования на Сахалине и Курильских островах.

Результаты работ Дальневосточной археологической экспедиции в 1953–1958 гг. были подытожены в монографии А.П. Окладникова «Далекое прошлое Приморья» (1959). В ней дана историческая последовательность основных культур Дальнего Востока на протяжении тысячелетий, доказано появление человека в Приморье в палеолите (осиновская культура), на документальном материале показано время развития неолитических культур Приморья, время культуры раковинных куч, переход от камня к металлу, период мохэских племен и возникновение первых государств в Приморье.

Конец 50-х годов был ознаменован важным историческим событием в научной жизни страны. 18 мая 1957 г. Совет Министров СССР принял постановление «О создании Сибирского отделения Академии наук СССР». Образование нового мощного научного центра не имело аналогов в мировой практике. Оно явилось переломным моментом в развитии науки, техники, образования и культуры восточных районов, оказало влияние на развитие производительных сил Сибири и Дальнего Востока.

Масштабность поставленных перед учеными задач по изучению и освоению природных ресурсов Сибири требовала принципиально нового подхода к формированию научного центра. Таким главным принципом, положенным в основу создания Сибирского отделения АН СССР, стала комплексность. С самого зарождения Сибирского отделения здесь были представлены все основные направления современной науки. В тесной связи с естественными науками развивались исследования и в области общественных наук. В 1961 г. по приглашению академика М.А. Лаврентьева – одного из организаторов Сибирского отделения и его первого президента – в Академгородок (Новосибирск) приехал А.П. Окладников. Он возглавил Отдел гуманитарных исследований с его историко-филологическими подразделениями. На базе этого Отдела в 1966 г. был создан Институт истории, филологии и философии СО АН СССР.

Период 60-х – начала 70-х годов характеризуется значительными достижениями в развитии исторической науки в Сибири и на Дальнем Востоке. В эти годы (1968–1969) была завершена публикация пятитомной «Истории Сибири» – первого марксистского обобщающего труда, раскрывающего историю территории нашей огромной страны от древнейших этапов палеолита (каменного века) до современности. В написании «Истории Сибири» непосредственное участие принимали 159 авторов. Основным из них – А.П. Окладникову и В.И. Шункову – присуждена Государственная премия СССР 1973 г.

Исследовательский талант А.П. Окладникова в это время раскрывается особенно ярко. Размах его научных интересов поистине поразителен. Его в одинаковой степени интересуют проблемы происхождения человека, первоначального заселения Северной Азии и Америки, этногенеза, древнего художественного творчества и историография сибирской археологии, и памятники древнерусской культуры, и история науки. Но среди этого комплекса разнообразных по тематике и значимости проблем есть несколько, занимающих центральное место в его научном творчестве.

Одна из них – история первобытного искусства – предмет особого внимания А.П. Окладникова. Это можно почувствовать и понять, прочитав его книгу «Олень Золотые Рога» (1964). В ней повествуется об увлекательных экспедициях в поисках наскальных рисунков Северной и Центральной Азии, о многотрудных путешествиях вслед за Оленем Золотые Рога, который в своем быстром беге промчался от причерноморских скифов к сакам, их азиатским сородичам, а затем в монгольские степи, к святилищам бронзового века у скал на р. Толе и далее к берегам Амура.

Однако прежде чем в наскальной живописи появился образ «Золотого Оленя», было «утро искусства», зарождение художественного творчества и эстетического чувства. Когда это произошло? Как родилось искусство и каким оно было в самом начале? Вокруг данных вопросов по-прежнему идут жаркие споры. Не стоит в стороне этих дискуссий и А.П. Окладников. Его основной методологический принцип исследования искусства первобытного общества заключается в том, что корни художественной деятельности следует искать в общественной жизни, в труде. Он относит зарождение искусства к мустьерскому времени. Такой вывод обусловлен не только тем, что именно в этот период впервые появляются реальные и неоспоримые доказательства существования искусства, но и общими взглядами А.П. Окладникова на неандертальца и его культуру. В статье «Становление человека и общества» (1958), характеризуя тенденции развития неандертальской общины и зарождение прогрессивных форм общества, ученый отмечал, что в это время шла острая борьба «между старым, биологическим эгоизмом зверя и новыми социально обусловленными, коллективистскими чертами поведения первобытных людей». В процессе этой борьбы укреплялись социальные связи и нормы поведения человека. Человеческое начало брало верх над животным.

Важную роль в укреплении общественных связей играло искусство. Эта мысль неоднократно высказывалась А.П. Окладниковым. Особенно четко она проводится в специальной монографии «Утро искусства» (1967).

Первобытное искусство выполняло социальную функцию в жизни общества того времени, выступая как форма передачи информации, как способ общения, как система воспитательных средств. Но человек еще воспринимал себя частью природы и наделял окружающий его мир человеческими чертами. Поэтому неудивительно, что тема зверя в искусстве палеолита занимала видное место. Изображения человека получили меньшее распространение. И все же эти сюжеты были доминирующими. Сочетание трех образов – женщины, охотника и зверя – было характерно для палеолитического искусства.

Наибольшего расцвета верхнепалеолитическое художественное творчество достигло в ориньякскую эпоху. К этому периоду относится основная масса находок женских скульптурных статуэток. В их интерпретации у исследователей нет единой точки зрения. П.П. Ефименко, например, выдвигал гипотезу, связывающую появление образа женщины в палеолитическом искусстве с формированием матриархата. С.Н. Замятин, оспаривая положение П.П. Ефименко, объединял образ женщины и зверя в ритуально-магическом действии, связанном с охотой.

А.П. Окладников в противоположность этим взглядам предполагает множественность значений образа женщины. В его монографии «Утро искусства» отражено современное состояние изученности проблем палеолитического искусства, уровень теоретической оснащенности этого изучения.

Традиции палеолитического искусства устойчиво сохраняются и в последующую эпоху. В 1971 г. А.П. Окладников выступил со статьей «Искусство неолитических племен Сибири», в которой показал, что черты палеолитического искусства прослеживаются во многих скульптурных фигурках западносибирского неолита. Так, найденные в неолитическом погребении под Красноярском изображения птиц как бы повторяют по стилю резные статуэтки Мальты и Бурети. В основе наскальных изображений (человеческие фигурки, птицы, лоси) неолитического времени на Томской писанице, так же как и в искусстве палеолита, находится охотничья магия.

Иной характер носит искусство неолита Дальнего Востока. Оно отличается от искусства Сибири не только сюжетами, но и стилистическими особенностями. Эти особенности в искусстве неолитических племен Дальнего Востока, по мнению А.П. Окладникова, объясняются своеобразием форм хозяйства и быта аборигенного населения, а также влиянием древнейших земледельческих культур Восточной и Юго-Восточной Азии. Отсюда следует важный общетеоретический вывод: «Устойчивое господство охотничьего быта и хозяйства содействует сохранению древнего динамического реализма в искусстве. Контакт с земледельческими культурами приводит к преобладанию условности, схемы и чистого орнаментализма.

При разработке проблем истории первобытного искусства особое внимание А.П. Окладников уделяет изучению петроглифов.

Использование наскальных рисунков в качестве исторического источника началось сравнительно недавно. Большая заслуга в этом принадлежит А.П. Окладникову, который не только открыл и тщательнейшим образом исследовал, но и ввел в научный оборот с глубокой интерпретацией сотни наскальных изображений. В последние годы им опубликованы крупные монографические работы, посвященные петроглифам в долинах рек Амура, Лены, Томи, а также Байкала, Забайкалья и Монголии. Они вызывают живейший интерес как у нас в стране, так и за рубежом.

Очень ценно, что изучение петроглифов проводится ученым в широком хронологическом и территориальном диапазонах. Это позволяет исследовать внутренние закономерности происходящих явлений, понять общий ход событий и их сущность.

В Северной Азии им выделяется несколько больших групп наскальных изображений. Границы их распространения соответствуют границам крупных ландшафтных областей, а вместе с тем и границам хозяйственно-культурных провинций или типов, выделенных этнографами.

Первая такая группа – петроглифы, характеризующиеся наличием анималистических по преимуществу сюжетов и общей для них охотничьей окраской. К ней относятся петроглифы в долинах рек Ангары, Средней Лены, Алдана, Маи, Олекмы, а также наиболее ранний пласт петроглифов Среднего Енисея и часть наскальных рисунков таежных районов Верхнего Амура. Датируются они неолитическим временем.

Вторая группа – наскальные изображения Дальнего Востока, долины Амура и Уссури. Своеобразие этих изображений прослеживается как в стиле – господство орнаментализма, статики, – так и в сюжетах – на первых планах здесь выступают странные и загадочные маски – личины. Основная масса этих петроглифов, как и в Прибайкалье, относится к эпохе неолита.

Третья группа сибирских петроглифов – наскальные рисунки, обнаруженные в степных и лесостепных, гористых районах Забайкалья, Тувы, Алтая, Монголии. А.П. Окладников называет эту группу степной, или центральноазиатской. Он выделяет здесь ранний пласт изображений, датируемых палеолитом (росписи пещеры Хойт-Цэнкер в Западной Монголии), а также группу рисунков неолитического времени. Основное содержание последней, как и в неолите Прибайкалья, – анималистическое. Однако в отличие от изображений лося, который господствует в прибайкальском искусстве, здесь доминирует дикая лошадь.

Отмеченные большие группы петроглифов отражают существование еще в неолитическое время крупных этнокультурных образований на территории Северной Азии. Среди них особо выделяется оригинальное искусство неолитических племен Нижнего Амура. Его изучению А.П. Окладников посвятил две специальные монографические работы: одна – «Петроглифы Нижнего Амура» (1971) с подробным описанием наскальных изображений, их исчерпывающей смысловой интерпретацией, датировкой и выделением культурно-хронологических групп; вторая – «Лики древнего Амура» (1968) – может быть отнесена к серии научно-популярных изданий. Вместе же обе монографии составляют единый цикл, связанный публикацией новых материалов по первобытному искусству Дальнего Востока.

До самого последнего времени петроглифы Амура оставались загадочными, непонятными и таинственными. Неизвестно было их время, неясной была принадлежность к какой-либо определенной культуре и тем более к какому-либо конкретному этническому образованию. А.П. Окладникову удалось установить, что в неолите, около шести-пяти тысячелетий назад, на Нижнем Амуре развивалась сложная и высокоразвитая по тому времени культура оседлых рыболовов и охотников, в жизни которых первостепенное место занимала добыча проходной морской рыбы, кеты и горбуши. По берегам Амура помещались поселки из огромных, нередко многочисленных зимних домов с углубленным в земле котлованом. Характерной чертой этой неолитической культуры являлось своеобразное искусство, в основе которого находится особый орнаментальный стиль, богато развитая криволинейная орнаментика: спирали, «амурская плетенка» – сетка из переплетающихся кривых линий. С развитием неолитической культуры спирально-орнаментированной керамики совпадает расцвет антропоморфных изображений – масок или личин. Среди петроглифов появляются личины со сложным геометрическим заполнением.

Искусство амурского неолита развивалось не изолированно, население Амура каменного века осуществляло контакты с носителями культуры дземон, предками айнов, племенами Индонезии, а также Полинезии. Свидетельством таких связей , по мнению А.П. Окладникова, служит широкое распространение в Тихоокеанском ареале спирального орнамента, в основе которого находится культ змеи. Эти контакты распространялись и далее на юг, достигая Австралии и Вьетнама.

О связях искусства Амура с искусством южных областей Тихого океана свидетельствует также технология каменных изделий, широкое распространение специфической «баксанской» техники оббитых галек. Техника эта прослеживается начиная с мезолита от Амура до Вьетнама и Австралии.

А.П. Окладникову удалось также выявить социальную почву амурского искусства: оно было создано, как выясняется, родовым обществом с тайными мужскими союзами, обрядами инициаций – посвящения юношей, в которых исключительную роль играли маски как средство перевоплощения участников мистерий в духов. Очень ценными являются наблюдения А.П. Окладникова над тем, что в этнографическом искусстве современных обитателей Амура сохранились элементы петроглифов в виде стилизованных характерным образом фигур змей, оленей, птиц и, наконец, сами личины-маски. Причем спираль, применяемая в качестве главного формообразующего элемента, сегодня продолжает играть ту же роль, что и в искусстве неолита. Эту непрерывность древней традиции А.П. Окладников мастерски подкрепляет анализом мифологии. Он показывает, что в фольклоре нанайцев с наскальными изображениями Амура связан цикл легенд, где выступают такие сюжеты, как водоплавающие птицы – демиурги и мифические змеи. В культовых нанайских изображениях, в деревянных скульптурах, а также в шаманских и погребальных масках прослеживаются аналогии антропоморфным изображениям Амура. Отсюда следует принципиально важный вывод о непрерывности существования на Амуре в ходе тысячелетий определенного этнического субстрата, носителя древнейших культурных традиций.

В амурских петроглифах отражены и последующие события, происходившие в бассейне Амура, – деятельность ранних тунгусов – мохэских племен, а также более поздние миграции на Амур групп северных тунгусов-оленеводов. Наскальные рисунки мохэского времени по стилю и содержанию связываются с искусством тюркских племен раннего средневековья Южной Сибири и Центральной Азии. Продолжением работ по изучению петроглифов Дальнего Востока явилась монография, посвященная исследованию росписей пещеры Хойт-Цэнкер в Западной Монголии. Открытие пещерных росписей Хойт-Цэнкер, их резкое отличие по сюжетам от известных наскальных рисуеков Монголии и Забайкалья в новом свете поставило проблему истоков искусства Центральной и Северной Азии. По мнению А.П. Окладникова, рисунки пещеры Хойт-Цэнкер вместе с родственными им по стилю и содержанию древнейшими наскальными изображениями Средней Азии, Памира, Тянь-Шаня и Верхней Лены (Шишкино) образуют огромный по территориальному протяжению культурно-исторический массив. Обнаруженные среди пещерных росписей изображения горных баранов, антилоп, птиц, похожих на страуса, и, наконец, настоящих слонов с бивнями и хоботом свидетельствуют, что искусство пещерных росписей было достоянием не только Европы, что в глубине Азии, кроме мальтинско-буретского очага малого искусства, в верхнем палеолите существовал и очаг монументального искусства, в том числе пещерного. Этот новый очаг пещерной живописи палеолитического времени А.П. Окладников называет центральноазиатским. По своим художественным ценностям он не уступает раннему, ориньякскому, искусству Западной Европы.

В последнее время А.П. Окладников все большее внимание уделяет проблемам палеолита Алтая, Дальнего Востока, Монголии. На основе богатых материалов, полученных при раскопках палеолитических памятников, им опубликован цикл статей, в которых ставятся и рассматриваются проблемы заселения человеком Сибири, Дальнего Востока, Американского континента, а также леваллуазская проблема, вопросы распространения леваллуазской техники в Сибири, Монголии, Средней Азии.

В 1960 г. под руководством А.П. Окладникова возобновились работы Советско-Монгольской экспедиции по поискам и изучению памятников каменного века МНР. С небольшим перерывом (1965, 1974) эти работы продолжаются до настоящего времени. В результате была открыта и исследована большая группа палеолитических местонахождений. Значительный интерес представляют находки примитивных галечных орудий, зафиксированные в 1969–1971 гг. на четырех местонахождениях в районе г. Сайн-Шанд на востоке Монголии. Эти изделия, отличающиеся архаизмом, напоминают древнейшие галечные орудия Африки и Западной Европы и являются, по мнению А.П. Окладникова, самыми ранними из известных сейчас следами деятельности человека в Центральной Азии.

Особого внимания заслуживает открытие к западу от Сайн-Шанда у горы Ярх нижнепалеолитической мастерской, где встречены превосходные образцы орудий ашельского типа. Всего важнее находки здесь многочисленных заготовок двусторонне обработанных крупными сколами орудий – бифасов. По форме это типично ашельские, аббевилиенские, ручные рубила. Открытие такой мастерской, где выделывались бифасы ашельского облика, явилось большой неожиданностью за все годы полевых исследований в Монголии.

До Советско-Монгольской экспедиции считалось, что на востоке Азии абсолютно господствовали галечные орудия и соответствующая техника обработки камня. Теперь же в глубине ее было обнаружено ярко выраженное местонахождение бифасов ашельского облика и, судя по формам этих вещей, даже не позднего, а, как считает А.П. Окладников, среднеашельского времени.

В связи с исследованием этих вновь открытых палеолитических местонахождений Монголии дальнейшее развитие в статьях А.П. Окладникова получила разработка проблемы галечной культуры нижнего палеолита: Сайн-Шанд, Кобдо в Монголии, Улалинка на Алтае, Филимошки, Усть-Ту на Зее, Кумары на Амуре. С этой галечной техникой, по мнению ученого, связана и леваллуазская техника обработки камня (Санный Мыс в Забайкалье, Мойлтын Ам и другие в Монголии). При этом А.П. прослеживаются две культурные традиции: первая – галечная, типа Улалинки, исконная для азиатских областей, вторая – ашельская, генетически связанная с теми областями Старого Света, где развивалась техника изготовления двусторонне обработанных орудий. Галечные традиции обработки камня в определенных районах Азии сохранялись с нижнего до конца верхнего палеолита.

Было проведено также изучение памятников среднепалеолитического, мустьерского, времени, обнаруженных на территории МНР. Среди них А.П. Окладников выделяет две группы местонахождений, которые представляют два близких по времени этапа. К первой, более ранней группе относятся памятники с чисто мустьерскими по облику изделиями, напоминающими каменную индустрию нижних слоев Тешик-Таша Средней Азии (Богд-сомон, Отцон-Маньт и др.).

Памятники второй группы в районе Арц-Богдо, Их-Богдо имеют хорошо выраженный леваллуазский характер. Они генетически связываются А.П. Окладниковым с леваллуа-мустьерской культурой Средней Азии (поселение Ходжикент, верхние слои пещеры Тешик-Таш).

Следующий этап палеолита Монголии представлен рядом верхнепалеолитических стоянок, в том числе хорошо стратифицированных Мойлтын Ам, Сангино, Булун-Худжир и др. Ярче всего история развития верхнего палеолита демонстрируется культурными отложениями многослойного поселения Мойлтын Ам (Черемуховая Падь), открытого А.П. Окладниковым в долине р. Орхон. На Мойлтын Аме он выявил пять слоев, материалы которых позволяют проследить эволюцию от раннего этапа верхнего палеолита вплоть до эпипалеолита по европейским масштабам.

Аналогичные памятники позднего палеолита исследованы А.П. Окладниковым в долине р. Толы в районе Улан-Батора. По наблюдениям, проведенным им совместно с геологом С.Л. Троицким, верхнепалеолитические поселения в долине р. Толы связаны с покровными отложениями второй, или сангинской, террасы, имеющей два уровня: верхний 15–17 м и нижний 12–13 м. Палеолитические остатки залегают на верхнем уровне. На террасах уровня 12–13 м располагаются памятники, которые могут быть отнесены к переходному времени – от палеолита к неолиту. А.П. Окладников называет ихэпипалеолитическими. Здесь встречаются галечные орудия типа чопперов, гобийские нуклеусы, мелкие изделия.

Таким образом, в процессе работ Советско-Монгольской археологической экспедиции была открыта целая серия палеолитических памятников, обоснованно доказано существование палеолита на территории Монголии, а также разработана А.П. Окладниковым общая схема развития культур древнекаменного века.

Материалы раскопок позволили показать, что в ходе эволюции палеолитической техники на основе леваллуазских традиций обработки камня происходит развитие техники гобийского нуклеуса.

По наблюдениям А.П. Окладникова, область распространения гобийских нуклеусовсовпадает в Азии с распространением леваллуазских и эпилеваллуазских традиций расщепления камня. Такое совпадение, по его мнению, не случайно– для гобийских нуклеусов характерны те же специфические черты, что и для нуклеусов леваллуа: снятие пластин лишь с одной стороны, скошенные ударные площадки, подготовка рабочей поверхности нуклеуса ретушированием его краев. Все это свидетельствует о том, что техника, представленная нуклеусами гобийского типа, вызревает на леваллуазской основе.

Такая закономерность устанавливается А.П. Окладниковым в эволюции позднепалеолитической и мезолитической индустрии восточных и северных областей Азии, а также Америки, где представлены подобные нуклеусы.

Одновременно с палеолитическими памятниками Монголии А.П. Окладников в эти годы занимается изучением палеолита Алтая, Забайкалья, Дальнего Востока и публикует ряд статей, посвященных этим исследованиям.

На Алтае им исследуется одно из древнейших в Сибири палеолитических местонахождений на р. Улалинка около г. Горно-Алтайска. Среди находок здесь преобладают расколотые гальки кварцита, встречены также чопперы, скребла сибирского типа, скребловидные инструменты, рубящие орудия, нуклеусы. Палеолит Улалинки А.П. Окладников называет «кварцитовым палеолитом». По геологическим условиям залегания каменные изделия Улалинки могут быть датированы временем около миллиона лет назад. Таким образом, человек появился в Сибири не 20 тыс. лет назад, как думали, а значительно раньше. Принадлежавшая этому человеку культура, согласно А.П. Окладникову, не только отличалась глубоким архаизмом по типологии и технике изготовления каменных изделий, но в ней видны и такие черты, которые связывают ее с более поздними памятниками сибирского палеолита (сибирские скребла, чопперы).

Другой памятник палеолита на Алтае, привлекший внимание А.П. Окладникова, – пещера Страшная. Публикуя материалы этого интересного памятника, Алексей Павлович характеризует его каменный инвентарь как галечно-леваллуазский. Важно, что этот инвентарь сопровождается остатками «мамонтовой фауны».

А.П. Окладников проявляет интерес и к верхнепалеолитическим памятникам Забайкалья. Он публикует материалы, собранные на поселении Сохатино около Читы, на многослойном поселении Санный мыс на р. Уде, Варвариной Горе и др.

Важнейшим результатом систематических археологических исследований Алексея Павловича последнего десятилетия в области изучения палеолита Центральной и Северной Азии можно считать установление того факта, что в Монголии, на Алтае и в Забайкалье на начальных этапах верхнего палеолита, а также в более раннее время доминирующее положение в обработке камня принадлежало леваллуазской технике. Общетеоретическое значение имееи и его вывод о леваллуазском этапе в развитии палеолита восточных и северных областей Азиатского материка.

Основываясь на находках двусторонне обработанных клинков в Монголии – на Толе, Орхоне, в местности «Дно Гоби», – А.П. Окладников сделал заключение о том, что традиция бифасов возникает в Центральной Азии в позднеашельское время и продолжается там до конца палеолита. В связи с этим им была поставлена проблема происхождения культур с наконечниками на Американском континенте и докерамических культур в Японии.

Для характеристики культурных связей древнего населения Центральной Азии с племенами Дальнего Востока интересна статья А.П. Окладникова, посвященная исследованию поселения на р. Халкин-Гол, на горе Хере-Уул. Инвентарь этого поселения, по его мнению, поразительно близок к находкам на поселении Устиновка в Приморье. Таковы «гобийские нуклеусы», а также нуклеусы леваллуазского облика, пластины, резцы типа «арая», скребки. В верхнем горизонте Устиновки имеются и двусторонне ретушированные клинки. Инвентарь Устиновки в свою очередь совпадает с докерамическими комплексами Японских островов, датируемыми в пределах 17–12 тыс. лет назад, и отчасти с материалом Верхоленской Горы на Ангаре и поселения у д. Макарово на Верхней Лене. На северо-востоке ближайшее сходство с этим циклом обнаруживает так называемая дюктайская культура на Алдане с ее гобийскими нуклеусами и двусторонне ретушированными клинками. Отсюда А.П. Окладников делает вывод о существовании в верхнем палеолите на колоссальных пространствах Северной и Центральной Азии, а также на Японских островах единообразной культуры, развившейся 17–12 тыс. лет назад на основе леваллуазских традиций.

Летом 1974 г. по приглашению Национальной Академии наук США и Коннектикутского университета А.П. Окладников возглавил группу сибирских археологов в совместных советско-американских археологических исследованиях на Алеутских островах. В истории советской археологической науки это была первая такая экспедиция. ее результаты, опубликованные в ряде статей и в книге «По Аляске и Алеутским островам» (1976), очень интересны. В частности, при раскопках и изучении материалов стоянки Анангула (стоянка с пластинами, возраст 8700–7800 лет назад) было выделено среди анангульских каменных изделий семь элементов, связывающих эту стоянку с древними культурами Азии. Первый такой элемент – пластины, леваллуазского облика и леваллуазский нуклеус; второй – наличие гобийских, или клиновидных, нуклеусов; третий – традиции галечных орудий; четвертый – использование метода продольного и диагонального резцовых сколов, как это отмечено в памятниках Монголии (Хере-Уул), Приморья (Устиновка), Сахалина (Имчин), Японии (Арая); пятый – остроконечники, близкие по форме и технике к мустьерским; шестой – находка скребка сибирского типа; седьмой – скалывание у пластин ударного бугорка – прием, характерный для технологии каменных орудий докерамических культур Дальнего Востока.

Таким образом, если раньше о контактах между Азией и Америкой свидетельствовал только один элемент – «гобийский нуклеус», то в результате совместных раскопок на Анангуле связывающих элементов стало несколько.

Не менее важным было и открытие на острове Анангул поселения Вилледж-Сайт, датируемого около 5000 лет назад. Оно заполняет существенный пробел в представлении о последовательности развития алеутской культуры.

По-прежнему много времени и сил отдает А.П. Окладников изучению древних культур Прибайкалья.

Тематика одного из направлений этих работ – неолит Ангары. Им опубликовано обстоятельное, базирующееся на документальной основе трехтомное описание многочисленных памятников эпохи неолита и ранней бронзы, изученных на огромном протяжении Ангарской долины – от Щукино до Братска (1974–1976). На обширном материале А.П. реконструирует важные этапы ранней истории сибирских племен, заселявших Приангарье в VI–II тысячелетиях до н.э., дает характеристику техники, хозяйства, общественных отношений, обосновывает выделение культурно-исторических этапов в развитии неолитической культуры и в жизни создавшего ее древнего населения Прибайкалья, пересматривает традиционные представления о южном происхождении тунгусов и формирует гипотезу о том, что тунгусы были аборигенами сибирской тайги, ее автохтонным населением, прослеживает генетические связи тунгусских племен, критически рассматривает наметившуюся в археологической науке тенденцию противопоставлять локальные культуры закономерностям прогрессивного развития общества, его хозяйства и материальной культуры.

Успешные археологические исследования на Амуре и в Приморье в 1963–1976 гг. подтвердили ранее высказывавшиеся А.П. Окладниковым мысли о глубоких местных корнях культур приамурских племен. Как показывают полученные в процессе раскопок материалы, предки нанайцев, гиляков создали свою культуру с неповторимым орнаментальным стилем.Древние спирали, амурская «плетенка», меандровые узоры сохранились у народов Амура до наших дней в таких же формах, как и шесть тысяч лет назад. Анализируя и обобщая материалы раскопок на Дальнем Востоке, А.П. Окладников в ряде статей прослеживает развитие этих культур на протяжении нескольких тысячелетий от камня к металлу и от первобытной общины к государственным объединениям. Он показывает, что почти одновременно с Киевской Русью на Дальнем Востоке возникают местные тунгусские государства: сначала Бохай, «страна просвещения и ученых», а затем государство чжур-чжэней. Влияние их оставило глубокий след в истории Азии. Эти данные позволяют по-новому оценить факты из истории Китая.

В статьях, опубликованных в 1968–1977 гг., разрабатываются также проблемы этногенеза народов Сибири и Дальнего Востока, вопросы, связанные с развитием сибирской науки и ее местом в жизни современного общества, методологические вопросы исторической науки, охраны памятников истории и культуры и др.

Специальную статью («Древние связи культур Сибири и Средней Азии», 1968) А.П. Окладников посвятил также проблемам древних культурных и этнических связей Сибири и Средней Азии.

А.П. Окладников хорошо известен и как публицист, пропагандист. Его публицистические статьи публиковались на страницах центральных газет и журналов.

Много внимания ученый уделяет работе по редактированию исторических научных журналов, сборников, монографий. Он принимал активное участие в создании больших коллективных трудов: «Всемирная история», «Народы Сибири», «Очерки по истории СССР».

А.П. Окладников – член редколлегий журналов «Советская археология», «Советская этнография», «История СССР», «Сибирские огни», ответственный редактор «Известий Сибирского отделения АН СССР. Серия общественных наук».

Будучи крупным исследователем, А.П. в то же время обладает незаурядным педагогическим талантом. Он – блестящий лектор. В течение ряда лет он читал курсы по археологии Сибири и Дальнего Востока на историческом и восточном факультетах Ленинградского государственного университета, а в настоящее время возглавляет кафедру всеобщей истории Новосибирского университета. Под его руководством подготовлено около 30 докторов и кандидатов исторических наук. Ученики его работают в Москве, Ленинграде, Новосибирске, в республиках Средней Азии, в городах Сибири и Дальнего Востока, в Монгольской Народной Республике.

Жизненный и теоретический опыт позволяет А.П. Окладникову удачно сочетать научную и педагогическую деятельность с большой научно-организационной работой.

В 50-х годах он заведовал Ленинградским отделением Института археологии (тогда ИИМК АН СССР). Более десяти лет, до переезда в Новосибирск, руководил сектором палеолита этого института. Важной заслугой А.П. Окладникова вместе с В.А. Аврориным является создание Института истории, филологии и философии Сибирского отделения Академии наук СССР, а также гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета.

В последнее время много внимания он уделяет активизации работы координационных советов по проблемам Сибири, усилению фундаментальных теоретических аспектов в исследованиях обществоведов. По его инициативе проведена серия мероприятий, направленных на интенсификацию исследований по изучению и обобщению исторического опыта борьбы за победу Великой Октябрьской социалистической революции, социалистического и коммунистического строительства в Сибири.

Научная и общественная деятельность А.П. Окладникова высоко оценена коммунистической партией и Советским правительством. Ему присвоено звание Героя Социалистического Труда, дважды присуждена Государственная премия СССР, он награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами «Знак Почета», медалями.

В 1956 г. ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки Якутской ССР, в 1957 г. – заслуженного деятеля науки РСФСР, в 1970 г. – заслуженного деятеля науки Бурятской АССР, в 1978 г. – звание заслуженного деятеля науки Таджикской ССР.

В 1964 г. он был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1968 г. – действительным членом АН СССР.

А.П. Окладников является иностранным членом Академии наук Монголии, почетным членом Венгерской академии наук, членом-корреспондентом Британской академии, почетным доктором Познаньского университета (ПНР). Правительством Венгерской Народной Республики он награжден орденом «Труда» серебряной степени, правительством Меонгольской Народной Республики – орденом Трудового Красного Знамени.

Активное участие А.П. Окладников принимает в работе международных конгрессов – монголоведов, финноугроведов, возглавляет советскую часть Советско-Венгерской комиссии историков, состоит членом Тихоокеанской научной ассоциации, является заместителем председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, членом Президиума Сибирского отделения АН СССР, участником многих международных конгрессов и конференций.

 

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТРУДАХ А.П. ОКЛАДНИКОВА

1938
1941
1944
1945
1946
1949
1950
1951
1953
1954
1955
1956
1958
1959
1960
1961
1962
1964
1965
1966
1967
1968
1969
1970
1971
1972
1973
1974
1975
1976
1977
1978
1979
1980
1981
1982
1983
1984
1985
1986
1988
1989
1990
1995
1997
1998
1999
2000
2001
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ТРУДОВ

1926
1927
1928
1929
1932
1935
1936
1937
1938
1939
1940
1941
1942
1943
1944
1945
1946
1947
1948
1949
1950
1951
1952
1953
1954
1955
1956
1957
1958
1959
1960
1961
1962
1963
1964
1965
1966
1967
1968
1970
1971
1972
1973
1974
1975
1976
1977
1978
1979
1980
1981
1982
1983
1984
1985
1986
1989
1990
2003
2013
2014
2015
2019
2023

Материал подготовлен Л.А. Калашниковой