Фонд: Российский научный фонд
Номер гранта: 23-78-01225
Сроки выполнения: 2023-2025
Исполняющий отдел:

Руководитель: Долгов Александр Юрьевич

Описание:

карточка гранта

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-306 - Исследования социальных проблем

Ключевые слова: генетика, биотехнологии, потребительская генетика, социальные медиа, социальные сети, трансфер знаний, научная информация, биоцифровая культура

Код ГРНТИ 04.21.51 


ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ

Аннотация
Проект нацелен на изучение репрезентаций генетики в социальных медиа. В рамках проекта будет проанализировано, как множество онлайн-акторов, используя возможности Интернета, осмысливают научную информацию и создают собственные репрезентации генетики. В исследовании будет представлен новый взгляд на трансфер научного знания в контексте цифровых сетевых взаимодействий людей, а также будет использован концепт биоцифровой культуры. Актуальность проекта обусловлена тем, что генетическое знание из научных лабораторий и институтов стремительно распространяется за их пределами, активно создаются новые непрофессиональные представления о телесности, здоровье и болезни, происхождении, идентичности и родстве. Во многом это происходит благодаря социальным медиа и социальным сетям, которые стали значимой частью нашей повседневной жизни. На пересечении «генетизации» и цифровизации общества возникают новые неизученные социальные эффекты. С одной стороны, сложное научное знание становится доступным широкой публике, а с другой, из-за всеобщей доступности Интернета транслировать его может любой желающий, создавая, например, антинаучные суждения и мифы. Но благодаря Интернету, люди также могут находить необходимую им информацию об их здоровье, делиться опытом пользования геномной медициной и создавать виртуальные сообщества взаимопомощи. Всё это влияет на то, как новые генетические технологии внедряются в медицинскую практику, экономику и повседневную жизнь. Научная новизна проекта заключается в изучении в одной связке цифровых и биотехнологических трансформаций российского общества. Предложенный подход позволит по-новому взглянуть на развитие науки и технологий в России, показав, как с помощью современных онлайн-коммуникаций люди участвуют в осмыслении научных данных и в формировании представлений о генетике и генетических технологиях. В качестве единиц анализа будет выбрано несколько наиболее популярных российских видео на YouTube и пользовательские комментарии к этим видео, а также группы о генетике в социальных сетях. Будут проанализированы материалы и обсуждения пользователей в этих группах и проведены интервью с их участниками. На основе изучения комментариев будут выделены ключевые темы, которые волнуют пользователей. Выборка видео на YouTube будет состоять из разных исследовательских случаев – популяризаторское выступление ученого, рассказывающего о генетике; журналистский ролик о проблеме, связанной с применением генетических технологий в России; рассказы обычных людей об их личном опыте пользования генетическими технологиями (например ДНК-тестами). Будет проведен контент-анализ выбранных видео, а также контент-анализ комментариев, оставленных пользователями под ними.

Ожидаемые результаты
По итогам реализации проекта будет изучено, какие репрезентации генетики и генетических технологий возникают в социальных медиа, как обычные интернет-пользователи понимают возможности, ограничения и опасности "генетизации", как они используют цифровые каналы коммуникации для поиска информации о генетических заболеваниях или о состоянии их здоровья исходя из данных генетических тестов, как они интерпретируют ее, и как в результате их онлайн-взаимодействия формируются элементы биоцифровой культуры. Проект подразумевает разработку теоретической рамки исследования, описывающей особенности «генетизации» и цифровизации российского общества, поэтому будет изучено, какие новые социальные феномены и процессы происходят из-за внедрения генетического знания в повседневную жизнь людей и какую роль в этом играют цифровые технологии. Будет изучено, как множество онлайн-акторов, используя возможности социальных медиа, осмысливают научную информацию и создают собственные репрезентации генетики. Будут рассмотрены как позитивные, так и негативные стороны этого процесса. К негативной стороне относится, например, то, что возникающее в социальных медиа непрофессиональное знание может противоречить научному знанию, производить опасные антинаучные суждения. К позитивной стороне относится, например, то, что через социальные медиа и сети пользователи могут находить и делиться необходимой информацией и создавать сообщества взаимопомощи. Решение этих исследовательских задач позволит детальнее описать трансфер научного знания в условиях биоцифровых трансформаций и понять, что способствует, а что, наоборот, препятствует внедрению инноваций в экономику, медицину, повседневную жизнь. Результаты исследования могут быть полезны как ученым, занимающимся проблемами научно-технического развития и взаимодействия науки и общества, так и представителям медицинского сообщества и служб здравоохранения, которые занимаются продвижением новых методов диагностики и лечения заболеваний. Результаты исследования также могут быть интересны ученым, занимающимся популяризацией науки.