Бахарев А.А., Кузнецов И. И. Взаимодействие президента, правительства и парламента в полупрезидентских системах: сравнительный анализ опыта России, Украины и Турции = Interaction of the president, the government and the parliament in the semipresident systems: A comparative analysis of the experience of Russia, Ukraine and Turkey

Рубрика: Идеи и практика

Авторы:
Бахарев А.А.
Кузнецов Игорь Иванович

Скачать полный текст

Загрузить номер целиком

Аннотация

В статье рассматриваются основные тенденции эволюции механизмов взаимодействия президента, правительства и парламента в полупрезидентских системах. В качестве сравнительных референтов представлены политические системы Российской Федерации, Украины и Турецкой Республики. Авторы обращают внимание на сочетание внутренних и внешних факторов изменений в данных политических системах, влияющих на характер отношений между основными институтами государственной власти. В работе использована методика индексного анализа полупрезидентских систем. Анализ данных позволяет утверждать, что в рассматриваемом периоде только турецкая система продемонстрировала поступательную концентрацию властных полномочий в руках президента в рамках треугольника «президент – парламент – правительство». В турецком кейсе наблюдается переход от парламентаризованной модели с «сильным президентом» на первом этапе к полноценной смешанной форме правления, индекс которой идентичен индексу премьерпрезидентской модели Украины по Конституции 2004 г. На втором этапе турецкая смешанная форма эволюционировала в сторону усиления президенциализации по результатам референдума 2017 г. Украина продемонстрировала нестабильную динамику эволюции взаимоотношений президента и премьера. Президентско-парламентский вариант модели, установленный Конституцией 1996 г., был на первом этапе упразднен в результате политического соглашения В. Януковича и В. Ющенко в 2004 г. Данный переход характеризуется парламентаризацией и усилением премьер-министра в рамках премьер-президентской системы интеракций. На следующем этапе в 2010 г. произошел возврат к конституционной модели 1996 г., выраженный в концентрации полномочий главы государства и обратной президенциализации. На третьем этапе в результате «революции достоинства» взаимодействия президента и премьера вернулись к формату 2004 г. Анализ параметров российской системы в рамках индексного подхода приводит к выводу об отсутствии динамики эволюции формы правления. Единственное принятие поправок к Конституции РФ в 2008 г. не привело к изменению основ дуализма исполнительной власти (поправки в принципе не имеют параметров, анализируемых индексной моделью).

Abstract

The article discusses the main trends in the evolution of the interaction mechanisms of the president, government and parliament in semi-presidential systems. The political systems of the Russian Federation, Ukraine, and the Republic of Turkey are presented as comparative referees. The authors draw attention to the combination of internal and external factors of changes in these political systems that influence the nature of relations between the main institutions of state power. We used the methodology of index analysis of semi-presidential systems. An analysis of the data suggests that in the period under review only the Turkish system demonstrated a progressive concentration of power in the hands of the President within the «President – Parliament – Government» triangle. In the Turkish case, there is a transition from a parliamentary model with a «strong President» at the first stage to a full-fledged mixed form of government, the index of which is identical to the index of the prime-presidential model of Ukraine under the 2004 Constitution. At the second stage, the Turkish mixed form evolved towards strengthening presidentialization based on the results of the 2017 referendum. Ukraine has demonstrated the unstable dynamics of the evolution of relations between the President and the Prime Minister. The presidential-parliamentary version of the model established by the 1996 Constitution was abolished at the first stage as a result of the political agreement of V. Yanukovich and V. Yushchenko in 2004. This transition is characterized by parliamentarization and the strengthening of the Prime Minister within the framework of the Premier-Presidential system of interactions. At the next stage in 2010, there was a return to the constitutional model of 1996, expressed in the concentration of powers of the head of state and reverse presidentialization. At the third stage, as a result of the «revolution of dignity», the interaction between the President and the Prime Minister returned to the 2004 format. Analysis of the parameters of the Russian system within the framework of the index approach leads to the conclusion that there is no dynamics in the evolution of the form of government. The only adoption of the amendments to the Constitution of the Russian Federation in 2008 did not lead to a change in the foundations of the dualism of the executive (the amendments in principle do not have parameters analyzed by the index model).

Ключевые слова

полупрезидентские системы; авторитарные государства; президент; правительство; парламент; разделение властей

Keywords

semi-presidential systems; authoritarian states; president; government; parliament; separation of powers