Борисов Н. А. Досрочное прекращение полномочий президента на постсоветском пространстве: конституционные правила и политическая реальность = Early termination of the president powers in the Post-soviet space: constitutional rules and political reality

Рубрика: Идеи и практика

Автор: Борисов Николай Александрович

Скачать полный текст

Загрузить номер целиком

Аннотация

В статье рассматриваются случаи досрочного прекращения полномочий президента на постсоветском пространстве. Анализируются конституционные нормы досрочного прекращения полномочий главы государства и их реализация в политической практике. Случаи досрочного прекращения полномочий президента делятся на четыре группы: 1) отставка по инициативе президента с целью проведения досрочных выборов, передачи власти преемнику и сохранения гарантий; 2) отставка под угрозой неконституционного смещения с должности в ситуации политического кризиса, конфликта или переворота; 3) смерть президента; 4) отрешение от должности. Наибольшее число случаев досрочного прекращения полномочий президента представляет собой отставку президента под угрозой неконституционного смещения с должности в ситуации политического кризиса, конфликта или переворота. С нарушением конституционных норм президентская власть передавалась в 11 случаях из 16. У большинства президентов, досрочно прекративших полномочия, какое-либо влияние на принятие политических решений после отставки отсутствовало. Объяснительной моделью разных исходов досрочного прекращения полномочий президента может послужить двумерная типология режимов на постсоветском пространстве, основанная на критериях индекса государственности и индекса институциональных основ демократии. Все случаи досрочного прекращения полномочий в результате кризисов и переворотов относятся к группе государств с низким индексом государственности и большинство – к группе государств с низким индексом институциональных основ демократии. Случаи успешной передачи власти преемнику относятся к группе государств с высоким индексом государственности и низким индексом институциональных основ демократии. Индекс государственности может дать ответ на вопрос о том, почему в одних случаях отставка президента сопровождается политическим кризисом, а в других ведет к обеспечению преемственности власти. Уход президента в отставку в условиях низкого уровня институциональных основ демократии и низкого уровня государственности в большинстве случаев сопровождается дестабилизацией и общим кризисом политического режима. Это позволяет дать прогноз относительно будущих случаев досрочного прекращения полномочий на постсоветском пространстве: в России, Казахстане, Туркменистане, Узбекистане форма передачи власти через преемничество может воспроизводиться и далее, аналогичная форма может успешно быть реализована и в Беларуси. В других постсоветских государствах правовая передача власти при досрочном прекращении полномочий главы государства может произойти только при повышении индекса государственности или индекса институциональных основ демократии.

Abstract

The article deals with the cases of early termination of the president powers in the post-Soviet space. The constitutional norms of early termination of the head of state powers and their implementation in political practice are analyzed. Cases of early termination of the president powers are divided into four groups: 1) resignation on the initiative of the president for the purpose of early elections, transfer of power to the successor and preservation of guarantees; 2) resignation under the threat of unconstitutional removal from office in a situation of political crisis, conflict or coup; 3) death of the president; 4) removal from office. The greatest number of cases of early termination of the president powers is the resignation of the president under the threat of unconstitutional dismissal in a situation of political crisis, conflict or coup. In violation of constitutional norms, the presidential power was transferred in 11 cases out of 16. Most of the presidents who terminated their powers ahead of time had no influence on political decision-making after their resignation. The two-dimensional typology of regimes in the post-Soviet space based on the criteria of the statehood index and institutional foundations of democracy index can serve as an explanatory model of different outcomes of the early termination of the president’s powers. All cases of early termination of powers as a result of crises and coups belong to the group of states with a low statehood index and the majority of them – to the group of states with a low institutional foundations of democracy index. The cases of successful power transfer to the successor belong to the group of states with a high statehood index and a low institutional foundations of democracy index. The statehood index can explain why in some cases the resignation of the president is accompanied by a political crisis, while in others it leads to the continuity of power. The resignation of the president in conditions of low political institutionalization and the level of statehood in most cases is accompanied by destabilization and a general crisis of the political regime. This makes it possible to make a forecast regarding future cases of early termination of powers in the post-Soviet space: in Russia, Kazakhstan, Turkmenistan, Uzbekistan, the form of transfer of power through succession can be reproduced further, it can also be successfully implemented in Belarus as well. In other post-Soviet states the legal power transfer can only occur when the statehood index or institutional foundations of democracy index increases.

Ключевые слова

президент; постсоветское пространство; прекращение полномочий; конституция; форма правления; импичмент.

Keywords

president; post-Soviet space; termination of powers; constitution; form of government; impeachment