Модина Г. И. Пейзаж в ранней прозе Гюстава Флобера

Рубрика: К 200-летию рождения Гюстава Флобера

Автор: Модина Галина Ивановна

Скачать полный текст

Загрузить номер целиком

Аннотация

Статья посвящена анализу пейзажных описаний в произведениях Флобера 1835-1842 гг. в их динамике. Рассматривается становление приема природоописаний и трансформация его функций от пейзажных набросков в экспозиции первых литературных опытов 1835-1836 гг. к лирическим пейзажам психологической новеллы «Страсть и добродетель» (1837) с их композиционной и сюжетообразующей функциями и далее к пантеистическим пейзажам и пейзажам-реминисценциям в произведениях автобиографического цикла ранней прозы Флобера: мистерии «Смар» (1839) и повестях «Мемуары безумца» (1839) и «Ноябрь, фрагменты в неопределенном стиле» (1842), где пейзаж становится основой художественного пространства исповедального текста и способом выражения внутреннего опыта автора, его онтологических и эстетических представлений.

Abstract

The article is devoted to the evolution of landscape descriptions in the early works of Flaubert, created before the novel Madame Bovary. It analyzes the formation of the technique of landscape descriptions and the transformation of its functions from landscape sketches in the exposition of the first literary experiments of 1835-1836 to the lyrical landscapes of the psychological tale Passion and Virtue (1837) with their compositional and plot-forming functions, and to pantheistic landscapes and landscape-reminiscences in Flaubert’s early autobiographical cycle: the mystery play Smar (1839), the novel Memoirs of a Madman (1839) and November, fragments in an indefinite style (1842), where the landscape becomes the basis of the artistic space of the autobiographical text and a way of expressing inner experience the author, his ontological and aesthetic ideas.

Ключевые слова

Флобер; ранняя проза; пейзаж; бесконечность; искусство; пантеизм; «Страсть и добродетель», «Смар», «Мемуары безумца», «Ноябрь»

Keywords

Flaubert; Early Prose; Landscape; infinity; art; pantheism; Passion and virtue; Smar; Memoirs of a Madman; November

DOI

10.31249/litzhur/2021.53.01