Толмачёв В. М. О рассказчике в романе «Госпожа Бовари»

Рубрика: К 200-летию рождения Гюстава Флобера

Автор: Толмачёв Василий Михайлович

Скачать полный текст

Загрузить номер целиком

Аннотация

Статья, написанная в полемике со штампами советского литературоведения (отождествление Флобера и его рассказчика в «Госпоже Бовари», реализм Флобера и т.п.), детально анализирует фигуру рассказчика в романе, способы его презентации, мотивы повествования, повествовательные «метаморфозы». Особое место отведено анализу нарративного «мы», «нуса», «безумия», а также связанного с ними образа «обмана», «маски», отрицательного искания абсолюта, воплощением и символом которого в романе является смерть, небытие. В рамках «обмана» персонажи романа не столько противопоставлены, сколько являются, включая Омэ, проекциями рассказчика, а также взглядов Флобера на письмо. В статье выявляется интертекстуальность романа, связанная с образами св. Антония, Дон Кихота, короля Лира, Гамлета, а также квеста в русле некой апофатической мистики или гностицизма.

Abstract

The paper written in polemics with the truisms of the Soviet literary criticism (identification of Flaubert with his narrator in Madame Bovary , Flaubert’s critical realism etc.) analyses in full detail a figure of the narrator in this novel, his methods of self-presentation, motives of narration, narrative metamorphoses. A particular attention is given to analysis of the narrator’s “we”, “nous”, “madness” and to the related images of “lie”, “mask”, negative search for Absolute, the embodiment and symbol of which in the novel is death, non-being. In context of lie, the characters of the novel, in-cluding Homais, are not opposed to each other but are the continuation of the narrator’s projections as well as of Flaubert’s personal views on writing. The paper actualises intertextuality of the novel corresponded with images of Saint Anthony, Don Quixote, King Lear, Hamlet and also of quest, fulfilled in a tradition of some apothetical mysticism or gnosticism.

Ключевые слова

Флобер; «Госпожа Бовари»; рассказчик; личность рассказчика; точка зрения рассказчика; кругозор рассказчика; нетождественность рассказчика самому себе; повествование; обман; безумие; интертекстуальность

Keywords

Flaubert; Madame Bovary; narrator; personality of narrator; narrator’s point of view; outlook; narrator’s personal non-identity; principles of narration; deception; madness; intertextuality

DOI

10.31249/litzhur/2021.53.03