Николаев Н. И. Л.В. Пумпянский о творчестве Г. Флобера

Рубрика: К 200-летию рождения Гюстава Флобера

Автор: Николаев Николай Иванович

Скачать полный текст

Загрузить номер целиком

Аннотация

С привлечением архивных источников анализируются взгляды на творческий метод Г. Флобера известного филолога и мыслителя, друга и соратника М.М. Бахтина — Льва Васильевича Пумпянского (1891-1940). Л.В. Пумпянский в статье «Тургенев и Флобер» (1930) и в неопубликованных материалах — книге «Литература современного Запада и Америки: 1920-1929» (1930) и заметке (1928) о романе К.А. Федина «Братья» — называет художественный метод Флобера артистицизмом. Артистицизм характеризуется наличием строгой творческой дистанции, ориентацией на чужое слово, стилизацией, особым предметным миром и эвокативным методом описания. Артистицизм Флобера составил целую эпоху в истории европейской литературы, считает Л.В. Пумпянский, находя все его черты в произведениях высоко им ценимых Г. Джеймса и Т. Манна.

 

Abstract

The article addresses the views of Lev Vasil’evich Pumpyanskii (1891-1940), the prominent philologist and thinker, the friend and colleague of M.M. Bakhtin, on the artistic method of G. Flaubert. L.V. Pumpyanskii in his work “Turgenev and Flaubert” (1930) as well as in his unpublished book Literature of Modern West and Amerika: 1920-1929 (1930) and unpublished note (1928) about K.A. Fedin’s novel The Brothers describes the artistic method of G. Flaubert as artisticism. For L.V. Pumpyanskii artisticism means the existence of strict creative distance, orientation on someone else’s word, stylization, particular objective world, and evocative method of description. According to L.V. Pumpyanskii Flaubert’s artisticism formed a whole epoch in the history of European literature and had a great influence on Pumpyanskii’s highly estimated Henry James and Thomas Mann.

Ключевые слова

теория прозы; стилизация; внутренняя речь; предметный мир; эвокативный метод; артистический роман

Keywords

theory of prose; stylization; inner speech; objective world; evocative method; artistic novel

DOI

10.31249/litzhr/2021.53.08