Пахсарьян Н. Т. Гюстав Флобер – литературный критик

Рубрика: К 200-летию рождения Гюстава Флобера

Автор: Пахсарьян Наталья Тиграновна

Скачать полный текст

Загрузить номер целиком

Аннотация

В статье анализируется своеобразие литературно-критической позиции Гюстава Флобера, писателя, не оставившего больших теоретических текстов о литературе, не сочинявшего манифестов или критических статей, но постоянно размышляющего о писательском творчестве в своей переписке. Через эпистолярную рефлексию Флобера о литературе можно уточнить его эстетическую позицию, понять особенности его отношения к форме и стилю повествования. Позиция писателя не была стабильной и однозначной: начав с попыток создать заметки в духе «романтического сочинительства», он приходит к отказу от открытого проявления симпатий и антипатий в искусстве, ратуя за безличное творчество, понимая нравственность искусства как то, что содержится в его красоте. Тем не менее размышления Флобера не стоит отождествлять с идеей «искусства для искусства», он понимал эту идею по-своему и всячески стремился сохранить личное, не похожее на других отношение и к литературному творчеству в целом, и к отдельным писателям и произведениям.

Abstract

The article analyzes the uniqueness of the literary-critical position of Gustave Flaubert, a writer who did not leave large theoretical texts about literature, did not write manifestos or critical articles, but constantly reflects on writing in his correspondence. Through the epistolary reflection of Flaubert about literature, one can clarify his aesthetic position, understand the peculiarities of his relationship to the form and style of narration. The writer’s position was not stable and unambiguous: starting with attempts to create notes in the spirit of “romantic writing”, he comes to rejection of the open manifestation of sympathies and antipathies in art, advocating impersonal creativity, understanding the morality of art as what is contained in its beauty. Nevertheless, Flaubert’s thoughts should not be equated with the idea of “art for art”, he understood this idea in his own way and tried in every possible way to preserve a personal, unlike others attitude to literary creativity in general, and to individual writers and works.

Ключевые слова

Флобер; литературная критика; письма; безличное творчество; прекрасное; стиль; бесполезное искусство; красота

Keywords

Flaubert; literary criticism; letters; impersonal creativity; beautiful; style; useless art; beauty

DOI

10.31249/litzhur/2021.53.04