Шульц С. А. Пушкин в романе Достоевского «Записки из Мертвого дома»
Шульц С. А. Пушкин в романе Достоевского «Записки из Мертвого дома»
Рубрика: История литературы
Аннотация
Через экстраполирование «Пушкинской речи» Достоевского на формирование художественного смысла романа «Записки из Мертвого дома» рассмотрено преломление в романе мотивов пушкинских текстов «Узник», «Братья разбойники», «Капитанская дочка» и др. Идея свободы / воли у Достоевского шире внешних ее форм. Достоевский ценит прежде всего воспетую Пушкиным «тайную свободу». Поэтому идея наказания признается Достоевским благотворной, ведущей к «прозрению» «народной правды». Рассмотренные пушкинские аллюзии участвуют в формировании философско-символического уровня романа, открывающегося читателю не сразу и поверх фактографического правдоподобия.
Abstract
The article shows the traces of Pushkin’s «Prisoner», «Brothers-Thieves», «Captain’s Daughter», etc. in Dostoyevsky’s «Notes from the Dead House» through the extrapolation of the writer’s «Pushkin Speech» to the formation of artistic meaning of the novel. Dostoyevsky’s idea of freedom / will exceeds its external forms. Dostoyevsky appreciates above all the «secret freedom» praised by Pushkin. Therefore, the idea of punishment is recognized by Dostoyevsky as beneficial, leading to the «insight» of «folk truth». The considered Pushkin’s allusions participate in the formation of the philosophical and symbolic level of the novel, which is not immediately revealed to the reader and is not connected with the factual plausibility.
Ключевые слова
Пушкин; Достоевский; антиномия свободы и неволи
Keywords
Pushkin; Dostoevsky; antinomy of freedom and imprisonment
DOI
10.31249/litzhur/2021.52.05