Уважаемый(ая) ________________________

 

 

24 марта (четверг) 2011 г. в 11.00 в Малом конференц-зале состоится заседание Ученого совета ИНИОН РАН.

 

 

Повестка дня

 

1. Доклад «Стратагемы – особенность китайской цивилизации» –

докл. ак. В.С. Мясников

 

2. Утверждение тем кандидатских диссертаций –

докл. А.О. Максимова

 

3. Разное

 

 

 

И.о. ученого секретаря                                      Н.Ю. Соколова

 

 

10 марта 2011 г.

 

 

Академик Владимир Степанович Мясников,

руководитель Центра сравнительного изучения
цивилизаций (ЦСИЦ) ИНИОН РАН

 

 

Стратагемы – особенность китайской цивилизации

 

(Тезисы доклада на заседании Ученого совета
ИНИОН РАН 24 марта 2011 г.)

 

1. Что такое стратагема?

Сам по себе термин стратагема (греческое – stratēgēma) означает военную хитрость, действие, которое вводит в заблуждение противника. В китайском языке это понятие передается биномами «моулюе» – план, стратагема; «цзимоу» – план, замысел, расчет, стратагема; «цяоцзи» – ловкий план, хитроумный замысел; «цзяоцзи» коварный план, хитрый расчет. Дипломатическая стратагема по-китайски «цэ» или «цэлюе», «фанлюе» это нацеленный на решение крупной внешнеполитической задачи план, рассчитанный на длительный период и отвечающий государственным или национальным интересам так, как они интерпретируются господствующей элитой. В таком значении стратагемность есть сумма целенаправленных дипломатических и военных мероприятий, рассчитанных на реализацию долговременного стратегического плана, обеспечивающего решение кардинальных задач внешней политики государства.

 

2. Стратагемная дипломатия дипломатия, обеспечивающая реализацию стратагемы и черпающая средства и методы не в принципах, нормах и обычаях международного права, а в теории военного искусства, носящей тотальный характер и утверждающей, что цель оправдывает средства.

Искусство составления стратагем всегда высоко ценилось в Китае. Высшие сановники империи должны были в совершенстве владеть им, излагая свои замыслы в докладах императору. В императорских указах, характеризовавших тех или иных государственных деятелей, способность к составлению стратагем отмечалась особо.

 

3. Учение о стратагемах – военных хитростях – явилось одной из наиболее жизненных сторон произведений Сунь-цзы блестящего полководца, диалектика и теоретика военного искусства. Вклад Сунь-цзы в китайскую науку о стратагемах – стратагематику, которая использовала его трактат в качестве своеобразного учебного пособия, не менее значителен, чем роль Конфуция, оснастившего ее идеологическими постулатами. На это в свое время обращал внимание академик Н.И. Конрад, подчеркнувший, что многие из общих положений трактата «Сунь-цзы» «всегда легко переносились из области войны в область политики и дипломатии».

Что же касается непосредственного контакта представителя китайской цивилизации с представителем противной стороны, то и в этой сфере Сунь-цзы не оставлял его безоружным, подсказывая ему поведение на «пути обмана».

«Если ты и можешь что-нибудь, узнавал будущий посол из трактата, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его; если у него все полно, будь наготове; если он силен, уклоняйся от него, вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если его ряды дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов, выступай, когда он не ожидает».

Китайские послы со времен Сунь-цзы действовали согласно девизу: «Сначала будь как невинная девушка и противник откроет свою дверь. Потом же будь как вырвавшийся заяц и противник не успеет принять мер к защите». Благодаря трактату Сунь-цзы китайская политическая мысль и дипломатическое искусство оказали существенное влияние на дипломатию ряда сопредельных стран, в первую очередь Японии и Кореи.

Если Сунь-цзы был творцом военных стратагем, то родоначальником дипломатии, основанной на стратагемах, считался великий стратег Тайгун (Цзян Шан), соратник чжоуского Вэньвана, изложивший принципы составления стратагем в сочинении «Иньфу». Главным принципом составления стратагем Тайгун считал умение использовать сложившуюся обстановку.

Умение «использовать сложившуюся обстановку» предполагало прежде всего хорошее знание ситуации противника. Применительно к этой ситуации и составлялась стратагема. Дипломатия и разведка играли в этом главенствующую роль. Классическим считался случай, когда чжаоский правитель Цзянь-цзы (518–458 гг. до н. э.), решив нанести удар по царству Вэй, послал своего сановника Ши Мо разведать обстановку в Вэй. Ши Мо вместо месяца пробыл там полгода и, возвратившись, привез сведения, что у вэйского царя много умных помощников. Тогда правитель Чжао отказался от нападения на Вэй.

Китайская дипломатия всегда стремилась, следуя этому правилу, опираться на данные разведки. В одном из указов император Хун Ли (вторая половина XVIII в.) подчеркивал: «Наша династия в течение нескольких десятков лет разведывала обстановку у джунгаров...  готовясь к войне, желая уничтожить джунгаров». Иллюстрацией принципа «использования сложившейся обстановки» является и девиз китайской дипломатии: «Прибегай к миру и дружбе, когда обстоятельства вынуждают к этому, но считай войну и оборону своей основной политикой».

Стратагемы являлись как бы синтезом результатов оценки ситуации и специфического приема, выработанного теорией для аналогичной обстановки. Содержание стратагемы раскрывалось и осуществлялось на практике через сумму специальных постановлений (императорских указов, распоряжений министерств, докладов от исполнителей). В известной степени понятие стратагемы сходно с понятием алгоритма в математике.

Стратагема формулировала основной принцип действия дипломатии на достаточно длительный срок. Многие из этих принципов стали впоследствии  широко известны, среди них:

«и-и чжи-и» «управлять варварами с помощью варваров» (в годы агрессии против Китая японские империалисты «перевернули» этот принцип в лозунг «и-хуа чжи-хуа» «устанавливать свое господство в Китае, используя самих китайцев»);

«и-ду гун-ду» «применять яд в качестве противоядия»;

«юань-цзяо цзинь-гун» «привлекать дальних, нападать на ближних»;

«жоу юань» «мягкое отношение к дальним»;

«шэ-и бин-вэй» «устрашение военной силой».

На протяжении веков вырабатывалось умение сочетать дипломатические стратагемы с военными. Опыт успешного решения стратагем фиксировался официальной историографией в специальном типе сочинений, озаглавливавшихся «Стратегический план усмирения...» («Пиндин... фанлюе»).

 

4. Стратагемы и мораль

Методы стратагемной дипломатии, творцы которой вставали над моралью, обычаями, правом, иногда становились даже объектом критики во внутриполитической борьбе в Китае. Так, конфуцианцы, критикуя первого китайского императора, объединителя Китая легиста Цинь Ши-хуанди, подчеркивали, что его стратегия хотя и приносила на определенном этапе успех, но в силу отсутствия в ней глубокого нравственного начала привела в конце концов к поражению. «[Цинь] Ши-хуанди …уничтожил местных владетелей, овладел Поднебесной. [Он] полагался на низость коварных планов, что привело к исчезновению искренности и доверия. [В его правлении] не было ни нравственных наставлений, ни преобразующих начал гуманности и справедливости, которые помогли бы объединить сердца Поднебесной... и в Поднебесной начался великий разброд, вызванный тем злом, которое таилось в коварстве и лжи правителя».

Итак, кто же может успешно пользоваться стратагемами? Тот, кто всесторонне подготовлен, кто, изучив особенности стратагемного мышления и действий, может обеспечить выигрыш в состязании даже с более сильным или хитрым противником, если тот не обеспечил себе такую же подготовку.

Собственно, этот же принцип лежит и в основе всех восточных боевых единоборств: ушу, дзюдо, таэквандо и др. Стратагемность — это школа психологического противоборства, которой присущи свои законы и требования.

 

5. Стратагемы и психология

Современная психология указывает, что необходимо различать «игры» с таким типом социального действия, как «операция». «Операцией мы называем простую трансакцию или набор трансакций, подчеркивает Э. Берн, предпринятых с некоторой заранее сформулированной целью.

Например, если человек честно просит, чтобы его утешили, и получает утешение, то это операция. Если кто-нибудь просит, чтобы его утешили, и, получив утешение, каким-то образом обращает его против утешителя, то это игра. Следовательно, внешне игра выглядит как набор операций. Если же в результате игры один из участников получает "вознаграждение", то становится ясно, что в ряде случаев операции следует считать маневрами, а просьбы неискренними, так как они были лишь ходами в игре». В целом же, отмечает этот психоаналитик, современное американское общество не поощряет искренности (кроме как в интимной обстановке), так как здравый смысл предполагает, что искренность всегда можно использовать с дурным умыслом.

 

6. Создание новых стратагем

Наконец, возникает вопрос: а создает ли в наше время кто-либо новые стратагемы, или мы как-то ограничены рамками 36 стратагем? Разумеется, попытки создания новых стратагем возможны. Но следует сразу же оговориться, что на пути создателей новых стратагем стоит тот факт, что классические стратагемы могут выступать в каких-то сочетаниях своих элементов или частей, давая варианты. Количество таких вариантов будет равно 236, т.е. около 68 миллиардов. Это меньше, чем количество вариантов в шахматах, но, тем не менее, достаточно для того, чтобы в известной степени ограничивать создание принципиально новых стратагем. Вместе с тем если не считаться с чисто спортивным интересом в попытках стратагемотворчества, то упомянутое количество стратагем и их вариантов вполне достаточно для их использования во всех областях жизни.

 

7. Стратагемы сегодня

В наступившем XXI столетии поток литературы, журнальных и газетных выступлений, связанных с стратагемами, продолжает увеличиваться. И не только в Китае. Во Вьетнаме, Южной Корее, Японии стратагематика получила весьма бурное развитие.

Эксперты отмечают, что «в настоящее время в странах Восточной Азии не только изучают и издают в широком масштабе литературу, посвященную стратагемам, но происходят процессы популяризации и внедрения исторического опыта стратагем в массовое сознание. Вероятно, возрождение традиционной культуры стратагем и стратагемного мышления характеризует процессы трансформации культуры дальневосточного региона в условиях глобализации и насильственной вестернизации, формирование новой парадигмы национальной и культурной самоидентификации».

 

Приложение.

В одном их тайбэйских изданий в 1985 г. подчеркивалось: «Стратагемы подобны невидимым ножам, которые спрятаны в человеческом мозгу и сверкают, только когда их вздумаешь применить. Применяют их военные, но также и политики, и купцы, и ученые. Тот, кто умеет применять стратагемы, может мгновенно превратить в хаос упорядоченный мир или упорядочит хаотический мир, может вызвать гром среди ясного неба, превратить бедность в богатство, презрение в почтение и безнадежную ситуацию в выигрышную. Человеческая жизнь – это борьба, а в борьбе нужны стратагемы. Каждый человек стоит на линии фронта. Краткий миг рассеянности – и вот уже что-то принадлежащее одному человеку, досталось в добычу другому. Но тот, кто умеет применять стратагемы, всегда удержит инициативу в своих руках. Во дворце или хижине, но стратагема всегда пригодится».

 

В Китае популярен трактат «36 стратагем», созданный при династии Южная Ци (489-537 гг.). Здесь мы лишь перечислим названия 36 стратагем, которые говорят сами за себя и во многом раскрывают их содержание:

I. Обмануть императора, чтобы он переплыл море (Дом на берегу на самом деле корабль. Сокрытие цели, сбить с курса).

II. Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао (Косвенное давление на врага при помощи угрозы, направленной против одного из его уязвимых мест, стратагема удара по слабому месту, ахиллесовой пяты).

III. Убить чужим ножом (Погубить противника чужими руками).

IV. В покое ожидать утомленного врага (Стратагема изматывания противника).

V. Грабить во время пожара (Извлекать выгоду из нужды, кризисного положения другого, нападать на поверженного в хаос противника).

VI. Поднимать шум на востоке, а нападать на западе.

VII. Извлечь нечто из ничего. Следует так инсценировать угрозу, чтобы противник смог заметить обман; тогда его бдительность ослабеет, при виде настоящей угрозы он примет ее за ложную и падет ее жертвой. Выигрыш перевеса, достижение перемены в воззрениях или каких-то реальных изменений с помощью инсценировки (Приобретение наложницы путем измерения земли. Распускать слухи, устраивать клеветнические кампании – в ходе выборов).

VIII. Для вида чинить деревянные мостки, в тайне выступить в Чэньцан (Стратагема кружного пути, сокрытия истинного направления).

IX. Наблюдать за огнем с противоположного берега (Бездействие: никакой помощи, никакого спешного вмешательства или преждевременного действия, пока тенденция не разовьется в твою пользу, и лишь тогда можно действовать и пожинать плоды).

X. Скрывать за улыбкой кинжал (Двуличие, прикрывать дурные намерения внешним дружелюбием и красивыми словами).

XI. Сливовое дерево засыхает вместо персикового (С помощью обманного маневра пожертвовать собой, чтобы спасти другого. С помощью обманного маневра пожертвовать другим, чтобы спастись самому. Пожертвовать малым, чтобы выиграть нечто ценное).

XII. Увести овцу легкой рукой (Постоянная и всесторонняя психологическая готовность использовать для обретения преимущества любые шансы).

XIII. Бить по траве, чтобы спугнуть змею (Поворошить палкой в норе. Стратагема косвенного предостережения, запугивания, предупредительного выстрела, провокации).

XIV. Позаимствовать труп, чтобы вернуть душу (Поставив новую цель, возродить к жизни нечто, принадлежащее прошлому. Использовать в современной борьбе старые идеи, традиции, обычаи, литературные произведения, интерпретируя их для новейшего употребления. Придавать чему-то действительно новому ореол старины, наводить патину. Употреблять новые учреждения для продолжения старых отношений, новых людей для старой политики. Присваивать чужое добро, чтобы на нем основывать свое могущество, идти по трупам. Использовать любые средства для выхода из трудного положения.

XV. Сманить тигра с горы на равнину (Отрезать противника от его базы. Сманить тигра на равнину, чтобы обезвредить его. Сманить тигра с горы, чтобы затем без усилий захватить гору и таким образом победить тигра. Ослабить тигра, отдалив его от важнейшего помощника. Стратагема изоляции.

XVI. Если хочешь кого-нибудь поймать сначала отпусти (Стратагема кошки-мышки. Непротивления, завоевания сердец. Поход Чжу Гэляна на юг и 7 освобождений царя Мэнхо).

XVII. Бросить кирпич, чтобы получить яшму (С помощью незначительного дара или благосклонности добиться значительного выигрыша, стратагема приманки).

XVIII. Чтобы обезвредить разбойничью шайку, сначала надо поймать главаря (Бей по голове, остальное само развалится).

XIX. Тайно подкладывать хворост под котел другого (Плеснуть бензина в огонь).

XX. Ловить рыбу в мутной воде (im trüben fischen; fish in troubled waters).

XXI. Цикада сбрасывает свою золотую кожицу (Под маской скрывается нечто иное, разоблачение чьих-то дел, для изменения ситуации в свою пользу).

XXII. Закрыть дверь и поймать вора (Заизолировать кого-либо от внешней среды, лишить возможности маневра).

XXIII. Объединиться с дальним врагом, чтобы побить ближнего (Дружить с дальними, нападать на ближних. При сближении пытается доказать свое превосходство).

XXIV. Объявить, что только собираешься пройти сквозь государство Го, и захватить его. (Сокрытие истинных намерений, а потом действуй, как вырвавшийся заяц).

XXV. Украсть балки и заменить их гнилыми подпорками. (Ослабит основы на которых держится лагерь неприятеля, лишить его союзников, путей снабжения и т.п.).

XXVI. Скрыть акацию и указать на тутовое дерево.

XXVII. Делать безумные жесты, не теряя равновесия.

XXVIII. Заманить на крышу и убрать лестницу.

XXIX. Украсит сухие деревья искусственными цветами.

XXX. Превратить роль гостя в роль хозяина.

XXXI. Стратагема красотки.

XXXII. Стратагема открытых городских ворот. (У Сыма И – 150 000 воинов, у Чжу Гэляна – 2 500, но он заставил противника отступить).

XXXIII. Стратагема сеяния раздора.

XXXIV. Стратагема самострела.

XXXV. Стратагема «цепи».

XXXVI. Бегство (при полной безнадежности) – лучшая стратагема.