Заседание Учёного совета
Уважаемый(ая) ________________________
14 октября (четверг)
Повестка дня
1. Доклад «Афганистан: поиск путей урегулирования конфликта» –
докл. к.и.н. О.Н. Новикова
2. Выборы на вакантные должности научных работников ИНИОН РАН –
докл. Н.Ю. Соколова
3. Утверждение к печати монографии к.и.н. Т.Б. Уваровой «Информационный фактор в современной российской этнологии» (15 а.л.) –
докл. д.и.н. А.А. Алиев
4. Утверждение к депонированию статей аспиранта Отдела Азии и Африки Д.В. Палаткина «Соглашение «Алроса» - «Де Бирс»
докл. к.и.н. А.И. Фурсов
5. Утверждение к депонированию сборников научных трудов «Россия в современном мире. Т. 8» (20 а.л.) и «Россия в современном мире. Т. 9» (20 а.л.) –
докл. к.ф.н. В.И. Герасимов
И.о. ученого секретаря Н.Ю. Соколова
5 октября
К.и.н. Ольга Николаевна Новикова,
ст. науч. сотр. Отдела Западной Европы и Америки
Центра научно-информационных исследований глобальных и региональных проблем ИНИОН РАН
Афганистан:
поиск путей урегулирования конфликта
Тезисы доклада на заседании Ученого совета ИНИОН РАН
14 октября 2010 г.
Многочисленные препятствия на пути разрешения затянувшегося конфликта в Афганистане связаны с его сложным характером. Некорректно рассматривать афганский конфликт только как борьбу между международной коалицией, поддерживающей правительство Х. Карзая и талибами, на стороне которых выступают международные террористы. Это также многоуровневая гражданская война за власть: 1) между основными этносами (пуштунами, таджиками и узбеками); 2) между пуштунами, представляющими центральную власть, и провинциальными пуштунскими лидерами; 3) между религиозными течениями; 4) между Кабулом и провинциями.
Особенно важно, что конфликт носит характер сопротивления международной коалиции, действия которой рассматриваются основной частью местного населения как иностранная военная оккупация. Несмотря на увеличение численности международных контингентов (150 тысяч человек) и активные боевые действия на юге страны, который считается оплотом талибов, Международные силы содействия безопасности не в состоянии переломить ситуацию в борьбе с повстанцами.
Администрация президента Б. Обамы пошла на пересмотр американской политики в сторону усиления «регионального подхода». Она вынуждена активно вовлекать в процесс миротворчества Пакистан, на территории которого находятся руководители афганских талибов, группировка Хаккани и террористические ячейки «Аль-Каиды». Что касается привлечения к разрешению конфликта Индии, Китая, России, государств Центральной Азии или Ирана, то такое участие просматривается только в перспективе. Выражают готовность к посреднической миссии и такие страны, как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Анализ позиций вышеперечисленных стран представляет несомненный интерес.
Корректировка стратегии международного сообщества в Афганистане связана и с тем, что появились сомнения в эффективности политики национально-государственного строительства в воюющей и децентрализованной стране, дискредитировала себя и идея создания на местной почве демократии западного образца. На передней план выдвинута задача стабилизации обстановки в Афганистане. Оптимальным путем выхода из конфликта, который наметила международная коалиция, является афганизация конфликта, т.е. передача ответственности за стабилизацию страны афганским национальным силам безопасности.
Однако урегулирование ситуации в Афганистане увязано не только с уходом коалиционных войск и созданием боеспособных и самодостаточных национальной армии и полиции (планируется довести их численность к 2012 году до 400 тыс. человек), а прежде всего с разрешением проблемы распределения власти между вышеупомянутыми внутренними силами.
Изменение стратегии Запада проявилось также в его стремлении начать переговорный процесс с талибами при посредничестве прежде всего Пакистана. Дискуссии по этому вопросу ведутся в экспертных сообществах, армии, правительственных кругах не только Соединенных Штатов, но и других заинтересованных стран. Неясно, с кем конкретно надо вести переговоры, но главная проблема заключается в нежелании талибов идти на компромиссы, поскольку они считают, что близки к победе, если в июле 2011 года США начинают выводить свои войска.
Правительство Х. Карзая приняло в свою очередь Программу национального примирения и реинтеграции, которая финансируется западными странами. Для реализации этой программы создается Высший совет по национальному примирению, куда войдут представители различных политических кругов, национальностей, конфессий. Ожидается, что именно члены совета будут «наводить мосты» с представителями повстанческого движения. Но даже если талибы войдут в состав правительства, то не для того, чтобы стать частью демократической системы, а с целью разрушить ее и заменить своей структурой.
Главная внешнеполитическая задача РФ – содействие становлению, независимого, нейтрального и дружественного России афганского государства, где не будет места терроризму, наркотикам, религиозному экстремизму, с жизнеспособной экономикой и эффективно функционирующей системой управления.