Уважаемый(ая) ________________________

 

 

14 октября (четверг) 2010 г. в 11.00 в Малом конференц-зале состоится заседание Ученого совета ИНИОН РАН.

 

 

 

Повестка дня

 

1. Доклад «Афганистан: поиск путей урегулирования конфликта» –

докл. к.и.н. О.Н. Новикова

 

2. Выборы на вакантные должности научных работников ИНИОН РАН –

докл. Н.Ю. Соколова

 

3. Утверждение к печати монографии к.и.н. Т.Б. Уваровой «Информационный фактор в современной российской этнологии» (15 а.л.) –

докл. д.и.н. А.А. Алиев

 

4. Утверждение к депонированию статей аспиранта Отдела Азии и Африки Д.В. Палаткина «Соглашение «Алроса» - «Де Бирс» 1998 г. – надежда на стабильный рынок алмазов» (0,5 а.л.), «Опыт продаж ценностей Советской Россией до начала сотрудничества c корпорацией «Де Бирс» (0,5 а.л.) –

докл. к.и.н. А.И. Фурсов

 

5. Утверждение к депонированию сборников научных трудов «Россия в современном мире. Т. 8» (20 а.л.) и «Россия в современном мире. Т. 9» (20 а.л.) –

докл. к.ф.н. В.И. Герасимов

 

 

 

И.о. ученого секретаря                                      Н.Ю. Соколова

 

 

5 октября 2010 г.

 

 

К.и.н. Ольга Николаевна Новикова,

ст. науч. сотр. Отдела Западной Европы и Америки

                    Центра научно-информационных исследований глобальных и региональных проблем ИНИОН РАН

 

Афганистан:

 поиск путей урегулирования конфликта

Тезисы доклада на заседании Ученого совета ИНИОН РАН

14 октября 2010 г.

 

Многочисленные препятствия на пути разрешения затянувшегося конфликта в Афганистане связаны с его сложным характером. Некорректно  рассматривать афганский конфликт только как борьбу между международной коалицией, поддерживающей правительство Х. Карзая и талибами, на стороне которых выступают международные террористы. Это также многоуровневая гражданская война за власть: 1) между основными этносами (пуштунами, таджиками и узбеками); 2) между пуштунами, представляющими центральную власть, и провинциальными пуштунскими лидерами; 3) между религиозными течениями; 4) между Кабулом и провинциями.

Особенно важно, что конфликт носит характер сопротивления международной коалиции, действия которой рассматриваются основной частью местного населения как иностранная военная оккупация. Несмотря на увеличение численности международных контингентов (150 тысяч человек) и активные боевые действия на юге страны, который считается оплотом талибов, Международные силы содействия безопасности не в состоянии переломить ситуацию в  борьбе с повстанцами.

Администрация президента Б. Обамы пошла на пересмотр американской политики в сторону усиления «регионального подхода». Она вынуждена активно вовлекать в процесс миротворчества Пакистан, на территории которого находятся руководители афганских талибов, группировка Хаккани и террористические ячейки «Аль-Каиды».  Что касается привлечения к разрешению конфликта Индии, Китая, России, государств Центральной Азии или Ирана, то такое участие просматривается только в перспективе. Выражают готовность к посреднической миссии и такие страны, как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Анализ позиций вышеперечисленных стран представляет несомненный интерес.

Корректировка стратегии международного сообщества в Афганистане связана и с тем, что появились сомнения в эффективности политики национально-государственного строительства в воюющей и децентрализованной стране, дискредитировала себя и идея создания на местной почве демократии западного образца. На передней план выдвинута задача стабилизации обстановки в Афганистане. Оптимальным путем выхода из конфликта, который наметила международная коалиция, является афганизация конфликта, т.е. передача ответственности за стабилизацию страны афганским национальным силам безопасности.

Однако урегулирование ситуации в Афганистане увязано не только с уходом коалиционных войск и созданием боеспособных и самодостаточных национальной армии и полиции (планируется довести их численность к 2012 году до 400 тыс. человек), а прежде всего с разрешением проблемы распределения власти между вышеупомянутыми внутренними силами.

Изменение стратегии Запада проявилось также в его стремлении начать переговорный процесс с талибами при посредничестве прежде всего Пакистана. Дискуссии по этому вопросу ведутся в экспертных сообществах,  армии, правительственных кругах не только Соединенных Штатов, но и других заинтересованных стран. Неясно, с кем конкретно надо вести переговоры, но главная проблема заключается в нежелании талибов идти на компромиссы, поскольку они считают, что близки к победе, если в июле 2011 года США начинают выводить свои войска.

Правительство Х. Карзая приняло в свою очередь Программу национального примирения и реинтеграции, которая финансируется западными странами. Для реализации этой программы создается Высший совет по национальному примирению, куда войдут представители различных политических кругов, национальностей, конфессий. Ожидается, что именно члены совета будут «наводить мосты» с представителями повстанческого движения. Но даже если талибы войдут в  состав правительства, то не для того, чтобы стать частью демократической системы, а с целью разрушить ее и заменить своей структурой.

Главная внешнеполитическая задача РФ – содействие становлению, независимого, нейтрального и дружественного России афганского государства, где не будет места терроризму, наркотикам, религиозному экстремизму, с жизнеспособной экономикой и эффективно функционирующей системой управления.