Заседание научного семинара «Религия и культура». Доклад Е.А. Пустошкина: «Религия как конвейерная лента эволюции сознания в интегральной постметафизике Кена Уилбера»
11.03.2025 13:00
Категория: Мероприятия
27 февраля 2025 года в Зале заседаний ученого совета состоялось очередное заседание научного семинара «Религия и культура». С докладом на тему «Религия как конвейерная лента эволюции сознания в интегральной постметафизике Кена Уилбера» выступил переводчик книг К. Уилбера, клинический психолог Евгений Андреевич Пустошкин.
Открывая заседание, зав. отделом философии, д. филос. н. С.В. Мельник рассказал присутствующим об истории и направлениях деятельности ИНИОН РАН. С.В. Мельник отметил актуальность задачи исследования новейших философских, религиоведческих, культурологических теорий, определяющих интеллектуальный климат в России и на Западе. В этом контексте идеи Кена Уилбера, труды которого были переведены более чем на 25 языков мира, представляют большой интерес.
Е.А. Пустошкин в докладе представил введение в транс- и постдисциплинарную метапарадигму, основанную К. Уилбером. В основе интегральной метатеории и практики лежит концептуальный фреймворк «AQAL-модель», представляющий собой систему координат, позволяющую осуществлять синтез различных дисциплин. Этот подход является разновидностью универсального эволюционизма и лежит в основе того, что Уилбер назвал своей попыткой прийти к созданию подлинно «всемирной философии».
На основе анализа статей, опубликованных в «Журнале интегральной теории и практики» (Journal of Integral Theory & Practice), а также монографий различных исследователей, Е.А. Пустошкин рассмотрел возможности применения интегрального AQAL-подхода к широкому спектру областей человеческой деятельности — к более чем 100 дисциплинам. Согласно Уилберу, дополнение конкретной дисциплины, совершаемое при помощи AQAL-подхода, позволяет сделать её более целостной, интегральной. Как следствие, можно говорить о появлении интегральных психологии, психотерапии, антропологии, архитектуры, экономики, культурологии, медицины, религиоведения и т. д.
Далее докладчик предложил краткое введение в основные элементы AQAL-подхода — квадранты, уровни развития и комплексности, линии (или потоки) развития, состояния и типы. Каждый из этих пяти компонентов зачастую является вотчиной конкретных дисциплин, занимающихся его разработкой.
В рамках знакомства с уилберовской интегральной метатеорией отдельное внимание было уделено понятиям вертикального и горизонтального развития — двум принципиально разным типам человеческого развития. Вертикальное развитие изучается дисциплиной психологии развития в рамках исследования детского развития (модели Ж. Пиаже, М. Малер, Л. С. Выготского и др.) и исследования развития взрослых (так называемая «психология взрослого развития» — модели А. Маслоу, Р. Кигана, Дж. Лёвинджер, С. Кук-Гройтер, Э. Эриксона, К. Грейвза и др.). Уилбер разработал собственную синтетическую модель развития на основе интеграции десятков моделей других исследователей, которая охватывает полный спектр уровней развития и состояний сознания.
Горизонтальное развитие — термин, введенный Уилбером для обозначения развития субъектов через состояния сознания, которые наиболее ярко представлены в рамках парадигм медитативно-созерцательных традиций, однако также имеют аналоги и в секулярных моделях развития психотехнических навыков (например, психонетика О. Г. Бахтиярова и современные mindfulness-подходы). Также к категории состояний относятся и пиковые переживания (по А. Маслоу), и изменённые состояния сознания (ИСС). Индивид на любом уровне-стадии вертикального развития (эгоцентрическом, этноцентрическом, мироцентрическом и т. д.) может испытывать любые из состояний сознания.
Целостная оценка личности, а также изучаемых ею феноменов требует триангуляции перспективного адреса («космического адреса» по Уилберу) с точки зрения уровня развития и состояния как исследующего субъекта, так и исследуемого объекта. Докладчик представил краткое изложение некоторых принципов развиваемой Уилбером интегральной постметафизики, согласно которой не существует «взгляда из ниоткуда», а первоочередным строительным блоком реальности является категория «перспективы» (прежде всего, как сознающей перспективы). Вся Вселенная в интегрально-постметафизическом взгляде воспринимается как совокупность не вещей, событий, дхарм и т. д., а прежде всего перспектив, или ракурсов рассмотрения. Перспективы являют собой не статичные позиции, но являются плодом развития и доступа к различным модусам состояний познавания.
В интегральной постметафизике утверждается необходимость обозначать способы доступа к генерированию той или иной перспективы, раскрывающей исследуемый объект (который находится в прямой зависимости от эпистемологических установок субъекта), и говорится о неразрывной взаимосвязи эпистемологии, методологии и онтологии.
В завершении Е.А. Пустошкин раскрыл тезис Уилбера о том, что религия является единственным институтом, который позволяет охватить полный спектр потенциально доступных человеку перспективных («космических») адресов. Именно религия охватывает все стадии развития (от эгоцентрических до подлинно космоцентрических), а также дает ключи доступа к полному спектру состояний присутствия и духовного развития (от раздробленных и рассеянных состояний до более собранных состояний и наконец теозиса/пробуждения).
В важнейшей своей книге «Интегральная духовность» Уилбер аргументирует, что религиозно-духовные системы мира обязательно должны предоставлять доступ ко всему спектру интерпретаций, включая и наиболее высокие (мистико-богословские и универсалистские), чтобы религия могла успешно служить «конвейерной лентой эволюции и развития сознания». Докладчик дополнил эту мысль тезисом о том, что великие мировые религии представляют собой институты кроссисторические (выходящие за пределы отдельных эпох и ограниченных географических локаций) и включающие в себя подлинно вселенские (космоцентрические) принципы и идеалы (ср. кафоличность в христианстве; обет бодхисаттвы в буддизме махаяны и ваджраяны).
Запись мероприятия размещена на официальном rutube-канале ИНИОН РАН.