23.05.2025 13:00

Категория: Мероприятия

«Хроники Британских островов»

 

 

30 апреля 2025 г. в ИНИОН РАН состоялась лекция Нины Юрьевны Живловой (канд. ист. наук, ст. преп. кафедры древних языков исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова) «Шесть захватов Ирландии: к истокам ирландской псевдоистории»

Нина Юрьевна обратилась к литературным памятникам, излагавшим псевдоисторию Ирландии, к истории научного изучения этих работ и к конкретным событиям, содержащимся в них.

Согласно кельтологу Джону Кэри, термин «псевдоистория» обозначает исторические сочинения, которые описывают периоды до того, как стала доступна подлинная историческая документация. Псевдоистория воплощает в себе попытки средневековых ученых осмыслить легендарные события этого периода и встроить их в определенные исторические рамки.

Самыми ранними влиятельными книгами для псевдоистории могут быть названы Библия, а также «Хроника» греческого богослова Евсевия Кесарийского (ум. 340). Они позволили европейским народам возводить свое происхождение от тех или иных легендарных персонажей, указанных в них. Тем не менее ирландская традиция трактовки родной истории была сугубо оригинальной.

Знаменитый анонимный труд XI в. «Книга захватов Ирландии» (Lebor Gabála Érenn)  установил каноническую последовательность заселения страны следующими народами:

  • Народ Кессайр, внучки или племянницы Ноя. Кессайр умерла до потопа, а ее спутники погибли во время него и не оставили потомства.
  • Народ Партолона, прибывший в Ирландию после потопа. Эти поселенцы погибли от чумы, не оставив потомства.
  • Народ Немеда. Потомки Немеда были вынуждены покинуть Ирландию в связи с поражениями, которые им нанесли мифологические существа фоморы. От народа Немеда произошли следующие захватчики Ирландии – Фир Болг и Племена Богини Дану.
  • Фир Болг – потомки одного из сыновей Немеда, вернувшиеся в Ирландию. При них в Ирландии появились короли; сама же страна была разделена на 5 частей. От Фир Болг произошла часть жителей Ирландии. Тем не менее этот народ проиграл следующим захватчикам страны – Племенам Богини Дану.
  • Племена Богини Дану – потомки другого сына Немеда. Обладали сверхъестественными знаниями и умениями; их фигуры можно трактовать в том числе как фигуры древних божеств. Некоторое время между ирландскими книжниками шел спор, были ли они, скажем, демонами или все-таки людьми. Племена Богини Дану проиграли войну следующим захватчикам – сыновьями Миля.
    Миль Испанец – легендарный предок современных ирландцев, стремившийся к Ирландии, согласно преданиям, но так в нее и не попавший.
  • Сыновья Миля Эбер и Эремон и другие – от них в основном произошли современные жители Ирландии.

Новые поселенцы, помимо прочего, как правило, влияли на ландшафт страны, расчищая долины, создавая озера и порой реки.

Начало ирландской псевдоистории

Начало ирландской псевдоистории следует искать в генеалогиях. Самые ранние из них датируются по крайней мере VII в. и относятся к королевствам Лейнстер и Мунстер. И в первом, и во втором случае говорится, в частности, о происхождении местных правителей, отсчет же ведется от Адама.

Другие ранние источники: цитаты из «Тетради Дромма Снехта» – утраченной рукописи VIII в., задействованной в «Книге захватов»; «Ирландская всемирная хроника» – дохристианский раздел ирландских анналов со спорной датировкой; глоссы IX в., упоминающие Скотту – дочь фараона и др.

Согласно некоторым преданиям, Скотта была женой Нела, сына другого важнейшего персонажа ирландской псевдоистории Фениуса Фарсайда, и одной из прародительниц современных ирландцев.

В «Наставлениях мудреца» (Auraicept na n-Éces, предположительно VIII в.), памятнике, посвященном грамматике и ирландскому языку, описывается фигура легендарного правителя Скифии Фениус Фарсайд. Фениус, согласно «Наставлениям», сыграл огромную роль в восстановлении языков после падении Вавилонской башни. Кроме того, он создал гойдельские языки, получившие свое название от имени его двоюродного брата Гойдела Гласа, и древнеирландское огамическое письмо.

Следующим этапом формирования псевдоистории стала «История бриттов» (829-830 гг.) валлийского историка Ненния, где также упоминается история ирландцев, соседей бриттов.

Другой важный памятник – поэма «Каково происхождение гойделов» (Can a mbunadas na nGaedel, IX в.) Маэла Мура из Отана, где уже была приведена следующая номенклатура:

  • Фении (т.е. ирландцы) получили свое название от Фениуса, гойделы – от Гойдела Гласа, скотты – от Скотты. Кроме того, в поэме встречаются некоторые любопытные сведения, не упоминающиеся в более поздних источниках.

Нина Юрьевна обратила внимание на то, что несмотря на всю фантастичность  изложенных в псевдоисторических источниках событий, для ирландцев были очень значимы свидетельства, которые должны были как бы подтвердить их подлинность. Одним из важнейших свидетелей событий, происходивших до великого потопа, считался легендарный Финтан, сын Бохра – согласно «Захватам Ирландии», пришедший в страну вместе с Кессайр и переживший наводнение. В «Книге Бурой коровы» (датируется нач. XII в.) говорится, что ему был уготован особый статус хранителя истории западного мира. Подобных хранителей было всего четыре, по каждой из сторон света.

Книга захватов Ирландии

Далее лектор перешла к основной части лекции – непосредственно к «Книге захватов Ирландии», предварительно упомянув двух основных исследователей книги.

Первый – ирландский археолог Роберт Александр Стюарт Макалистер (1870-1950) – издал ее, пусть и не в полном объеме, в пяти томах в 1938-1956 гг. (последний том вышел посмертно). Некоторые переводческие решения этого труда можно назвать спорными, однако других настолько же объемных изданий пока еще не появилось. Другой, американский кельтолог Джон Кэри (р. 1957), посвятил книге много важных работ.

«Книга захватов» существует в четырех редакциях, сохранившиеся в рукописях XII – XV вв. При этом в некоторых манускриптах могли содержаться сразу несколько редакций «Захватов», которые постоянно видоизменялись, дополнялись и оказывали друг на друга влияние.

«Книга захватов» строится вокруг нескольких поэтических произведений, созданных разными поэтами и вроде как пересказанных здесь. Хотя вопрос, что было первично – проза или стихи, в некоторых случаях остается открытым.

Поэты «Книги захватов»:

  • Эохайд уа Флайнн (Eochaid ua Flainn, 936-1004), член Кланн Синнах в Арма;
  • Фланн Маништрех, сын Эхтигерна (Flann Mainistrech mac Echthigirn, ум. 1056) лектор и историк в аббатстве Монастербойс;
  • Танайде (Tanaide, умер около 1075?);
  • Гилла Коэмайн, сын Гиллы Хамтайнне (Gilla Coemáin mac Gilla Shamthainne, жил в 1072).

Структура «Книги захватов» и ее происхождение

Каноническая схема «Книги захватов» может быть представлена так:

  • Часть 1. О происхождении и странствиях гойделов
  • Часть 2. Вторжения в Ирландию
  • Часть 3. Власти Ирландии

1) Царствование Эремона – одного из сыновей Миля – и отрывки о пиктах;

2)  Списки королей;

3) Старина мест – Эмайн Маха;

4) Туатал Техтмар и Борома.

  • Часть 4. Синхронизмы царей мира и захватов / королей Ирландии
  • Часть 5: Христианские короли Ирландии.

Согласно наблюдениям медиевиста Марка Р. Скоукрофта, существовал некий первоначальный вариант, который рассказывал скорее о сыновьях Миля, а генеалогии королей и шесть захватов вплелись в этот текст позднее.

Важное значение для ирландцев играла синхронизация событий захватов с мировыми державами: Ассирии, Мидии, Персией и Грецией. Со времен Евсевия Кесарийского считалось, что определенные державы становились мировыми сменяя друг друга.

Таким образом Партолон ассоциировался у ирландцев с ассирийцами, Немед с мидийцами, Фир Болг с персами, сыновья Миля – с греками.

Пытаясь синхронизировать подобным образом историю и выстроить последовательность событий, ирландцы сталкивались с различными трудностями. Одна из таких трудностей заключалась в том, что сыновья Миля упоминались в начале линейки псевдоистории.

Известная попытка выстроить псевдоисторию Ирландии по годам была предпринята в ирландской хронике XVII в. «Анналы четырёх мастеров» (1632-1636), однако и она не была лишена противоречий.

Далее лектор подробно остановилась на каждом из захватов Ирландии в той последовательности, как они были указаны в «Анналах». Нина Юрьевна закончила свое выступление рассказом о фоморах – демонических существах, столь часто принимавших участие в боях во время захватов Ирландии. Согласно некоторым версиям, фоморы были потомками Каина или Хама.

В ирландской хронике «Шесть эпох мира» их происхождение возводится к дочери Каина Амбии – женщине с хвостом рыбы, уцелевшей благодаря своей природе во время потопа. Однажды в рот Амбии попала икра лосося, после чего она забеременела и родила двух огромных и двадцать маленьких детей. От больших пошли фоморы, от маленьких – лепреконы.

  • Подробнее о других легендах, вплетенных в псевдоисторию Ирландии, о маршрутах народов-захватчиков Ирландии, о спорах современных исследователей о происхождении того или иного термина, о прочих важных памятниках ирландской псевдоистории смотрите в видеозаписи лекции на youtube и rutube каналах ИНИОН РАН.

ФОТОАРХИВ

Некоторые исследователи и отдельные работы, упомянутые во время лекции и дискуссии:

  • Живлова Н. Ю. (ИСТИНАAcademia.edu)
  • Бондаренко Г. В. (Livelib)
  • Шкунаев С. В. (Livelib)
  • Уильямс М. Ирландские мифы От Племен Богини Дану и Кром Круаха до кельтских сумерек и Самайна. Манн, Иванов и Фербер. 2024. 784 с.
  • Уильямс М. Кельты. Мифология, сформировавшая наше сознание. Манн, Иванов и Фербер.  2022 (англ. 2021). 288 с.

Исследователи «Книги захватов Ирландии»:

  • J. Carey (UCC)
  • R. M. Scowcroft (JSTOR)

Работы о соотношении ирландской псевдоистории и археологических данных:

  • Mallory, J. P. The Origins of the Irish. Thames & Hudson. First Ed.: 2013. 320 p.
  • Mallory, J. P. In Search of the Irish Dreamtime: Archaeology and Early Irish Literature. Thames & Hudson. First Ed.: 2016. 320 p.