Календарное устройство у древних ирландцев
28.05.2024 11:00
Категория: Мероприятия
14 мая 2024 года в 18.30 в зале Ученого Совета прошла совместная встреча и круглый стол «Другое средневековье» студенческого научного сообщества МГУ «Axis Mundi» и Отдела философии ИНИОН РАН, на котором выступил Олег Зотов с развернутым докладом на тему:
«Календарное устройство у древних ирландцев».
Мероприятие открылось приветственным словом директора ИНИОН РАН, член-корр. РАН, Алексей Кузнецов. Он рассказал участникам круглого стола о многочисленных попытках привлечь внимание к теме Ирландии — например, закупленную для библиотеки четырехтомную «Историю Ирландии». Кроме того, директор анонсировал по осени запуск отдельного лектория, посвященного истории и культуре Британских островов.
В завершение своей речи он выразил надежду на то, что ИНИОН станет «центром притяжения» для исследователей Ирландии, а также кратко рассказал о действующих подписках на полнотекстовые базы данных, таких как: Springer Nature, SAGE Publications, Wiley, EBSCO, и China National Knowledge Infrastructure (CNKI), а также точки доступа Электронного читального зала НЭБ.
Затем заведующий Отделом философии ИНИОН РАН Сергей Мельник анонсировал в своем выступлении открытие религиоведческого лектория Отдела философии ИНИОН РАН «Re-ligare».
Следом Наталия Оленева (студенческое научное сообщество «Другое средневековье») и Вячеслав Костылев (студенческое научное сообщество МГУ «Axis Mundi»), поблагодарили ИНИОН РАН за сотрудничество и представили докладчика.
Наш гость и лектор Олег Зотов начал с традиционного ирландского приветствия и поздравил слушателей с началом лета (которое по ирландскому календарю начинается в мае). Он выразил благодарность ИНИОНу за предоставленную возможность выступить, а также поделился теплыми воспоминаниями: в студенчестве он проводил много часов в библиотеке ИНИОНа, поскольку только здесь была подписка на журнал Celtica.
Кроме того, лектор участвовал и в издательской деятельности ИНИОНа (редактура, перевод и издания классиков культурологии, культурной антропологии и религиоведения) и — что для нас особенно значимо! — в спасении уцелевших фондов после пожара.
Лектор начал с некоторых замечаний источниковедческого характера: сведения об ирландском календаре фрагментарны, являются относительно поздними и созданы преимущественно в монастырской среде. Для них характерна некоторая рефлексивность и ретроспективность – ирландская древность (во многом дополненная и «додуманная») вышла из-под пера средневековых монахов, для которых она уже была артефактом.
Второй корпус источников – фольклорный, трудно соотнести с конкретным историческим периодом (а датируются записи фольклора и вовсе моментом их фиксации).
Относительно ясно, что общим местом является система, зародившаяся еще на заре цивилизации — 12 лунных месяцев образуют солнечный год. Например, в галльских источниках год делился на 12 лунных месяцев по 29 («плохих») и 30 («хороших») дней. А чтобы уравновесить солнечный и лунный календарь раз в 2,5 года добавлялся 13 месяц.
В Ирландии ничего подобного не было. Ирландцы, в целом, адаптировали римский григорианский календарь совместив в нем традиционную локальную культуру и привнесенное христианством, о чем свидетельствует, например, то, что многие названия месяцев имеют латинское происхождение (но не все!).
Далее Олег Зотов перешел к рассказу об устройстве годичного цикла. В древнем ирландском календаре год традиционно делился на четыре части. Он начинался с зимы/Gemred (ноябрь - январь). Весна (Errach) начиналась с наступлением февраля, что во многом обусловлено аграрными причинами – месяц сева, приплод скота. Лето/ Samrad, начинается в мае. Осень/Fómar – августа-октябрь.
Ирландский древний земледельческий календарь явно был ориентирован на солярные астрономические события. Об этом, по замечанию лектора, свидетельствуют ирландские галерейные гробницы, которые построены так, что луч солнца попадает на заднюю стенку погребальной камеры либо в дни солнцестояния, либо дни равноденствия (строились с опорой на реперные точки годового солнечного цикла). Солнце попадало в погребальную камеру 2 раза в год, после чего цикл, вероятно, считался завершенным и останки кремировались.
Лишь позже происходит смещение сезонов, но реперных точек по-прежнему остается четыре.
Первая бинарная оппозиция – ноябрь /Samain (Саунь) и май /Beltaine (Белтайне). Другая бинарная оппозиция реперных точек февраль /Imbolc (Имболк) и август /Lugnasad (Лугнасад). От Саунь до Белтайне длилась темная половина года, а от Бельтайне до Саунь – светлая.
В ночь на Имболк (1 февраля) празднуется день святой Бригитты (покровительствовала деторождению и оберегала скот). Начало февраля считалось благоприятным месяцем для рождения, потому что в этом случае зачатие приходилось на Бельтайне – начало лета и одновременно самый позитивный праздник в системе ирландских календарных дат: зачатый на Бельтайне родится на Имболк. Не исключено, что в более глубокой древности имел место какой-то оргиастический культ плодородия (к маю созревало посеянное в феврале). Праздники продолжались от трех (Имболк и Лугнасад) до семи дней (Белтайне и Саунь). Началу месяца соответствовало новолуние.
Отдельного внимания лектора заслужил Лугнасад. Этот праздник назван в честь Луга (по легенде Луг учредил погребальные игры в честь приемной матери Taillte – досл. земля/пашня). Празднование проходило три недели от первого новолуния августа и сопровождалось ярмарками, состязаниями, заключением «пробных браков» сроком на год и 1 день (традиция, существовавшая вплоть до церковной реформы 11 века). Брак заключался посредством обряда, в котором жених и невеста должны были соединить руки через проем приоткрытой двери. На следующий Лугнасад можно было уже заключить брак на постоянной основе, или разойтись. На время празднования прекращались военные действия.
После лекции и ответов на вопросы из зала (с которыми вы можете подробнее ознакомиться в записи, директор ИНИОН РАН, Алексей Кузнецов провел для всех гостей мероприятия экскурсию по читальным пространствам и музею ИНИОН РАН, а также временным и постоянным книжным экспозициям.
Координировал мероприятие Сергей Горюнов
Прощаясь, мы договорились с Олегом Зотовым встретиться вновь в стенах ИНИОН РАН, в день празднования осеннего нового года (Саунь) в рамках религиоведческого лектория Отдела философии «Re-ligare», и вместе отметить этот праздник новой лекцией, которая будет посвящена теме ритуалов и религиозных запретов, связанных с четырьмя главными праздниками -- Samain (Саунь), Beltaine (Белтайне), Imbolc (Имболк) и Lugnasad (Лугнасад).
С полной записью лекции Вы можете ознакомиться тут.
Ссылка на фото → https://disk.yandex.ru/d/d0f1FKdRrVjq4A