11.12.2024 14:00

Категория: Мероприятия

 

17 декабря 2024 года в 15:00 в актовом зале ИНИОН РАН состоится открытая лекция доктора исторических наук, главного научного сотрудника Института российской истории РАН Владимира Прохоровича Булдакова на тему «Европейская культура, мировая война, русская революция». Это третья из серии лекций, посвященных 110-летию с начала Первой мировой войны, организованных Отделом истории ИНИОН РАН.

Владимир Прохорович Булдаков – ведущий специалист по истории российской революции и Первой мировой войны, автор фундаментальных трудов «Красная смута: природа и последствия революционного насилия», «Хаос и этнос. Этнические конфликты в России, 1917–1918 гг.», «Война, породившая революцию: Россия, 1914–1917 гг.».

Аннотация:

Принято считать, что война по своему духу противоположна культуре, несмотря на то что последняя вдохновляется ее героическими и трагическими образами. Попытки связать культуру и войну преемственной зависимостью способны вызвать нравственное неприятие. Между тем война – это явление культуры в ее широком, креативно-историческом смысле. Первая мировая война стала олицетворением кризиса европейской культуры как экзистенциального целого. Неслучайно на Западе эту войну стали оценивать как коллективное самоубийство европейской культуры.

Очевидно, что игнорирование системной взаимосвязанности таких грандиозных феноменов, как культура и война вызвано недопониманием их сущностных основ. Так, причины Первой мировой войны обычно выводятся из нее самой – из вооружений, милитаризма, империализма. Подразумевается, что европейская культура не несет за явления этого ряда никакой духовно-исторической ответственности. Такое положение объясняется зауженным пониманием культуры – как чего-то эстетически отчужденного, элитарно обособленного и, конечно, неизменно пацифистского по своему духу. Между тем само происхождение войны тогдашние пропагандисты связывали с агрессивным вырождением культуры, правда, имея в виду только своих противников.

Историки обычно не замечают последствий тех глубинных социокультурных сдвигов, которые претерпевает мир – сказывается «слепота современности». Так, конец XIX в. ознаменовался не только спонтанным ростом и, соответственно, «омоложением» европейского населения, но и всплеском «анархического» бунтарства; не только стихийной урбанизацией, но и ростом городской преступности. Это вроде бы заметили, однако недооценили при этом роль информационной революции и миграционных процессов. Между тем материальный прогресс менял привычную картину мира: реальное, воображаемое, символичное словно менялись местами – человек готов был устремиться в неведомое. Такое психически шаткое состояние подогревалось радикальными – как интернационалистскими, так и националистическими – доктринами. Распространение массовой культуры и средств информации фактически парализовало рост сознательной гражданственности и решимость людей на самостоятельный выбор. Сказывался и прогресс технологий: некоторые авторы связывали с этим рост индивидуальных психозов, другие, напротив – распространение чувства всеобщей беззаботности. В любом случае человек стал легко увлекаться образами-идеями, которые к его реальному состоянию вроде бы не имели отношения. В результате внешне образованный человек Модерна незаметно опускался к стадному существованию: он всё чаще руководствовался предубежденностью, а не искренностью, страхом, а не доверием, инстинктом, а не рассудком.

Отдел истории