Internet communications of Russian political parties in the current election cycle: results of oculometric analysis of the network content

Рубрика: Идеи и практика

Авторы:
Бродовская Е.В.
Ежов Дмитрий Александрович
Огнев Александр Сергеевич

Скачать полный текст

Загрузить номер целиком

Аннотация

Представлены результаты исследования интернеткоммуникаций российских политических партий на старте нового электорального цикла в 2021 г. Исследование носит междисциплинарный характер и опирается на следующие методологические подходы: постбихевиоризм, имплицитная когнитивистика, Predictor Mining. Эмпирическая стратегия включает в себя комбинацию методов: SMA, айтрекинга, фокус-группового интервью. В ходе реализации окулометрического анализа для построения батареи визуальных стимулов был выбран протокол, разработанный при оценке продуктивности сочетания психосемантических процедур и регистрации с помощью айтрекера глазодвигательной активности респондента в ходе избирательных кампаний 2018 г. В результате исследования зафиксированы следующие особенности восприятия респондентами интернет-контента политических партий: основная линия спектрального противопоставления связана в представлениях российского электората с антагонизмом таких политических партий, как «Единая Россия» и «Яблоко»; в большей степени на момент проведения исследования отмобилизован электорат «новых партий», добившихся успеха на региональных выборах в 2020 г.; опора «новых» политических партий на лидеров общественного мнения становится одним из базовых инструментов реализации их электоральных задач и др. Предложенная в исследовании методика аттестации интернет-контента может быть востребована политическими партиями для совершенствования содержательных и психотехнологических характеристик их информационных потоков в социальных медиа. Применение разработанной методики окулометрического анализа для аттестации интернет-контента позволит партийным акторам усовершенствовать технологию таргетирования во взаимодействии с электоратом. 

Abstract

The article presents the results of a study of Internet communications of Russian political parties at the start of a new electoral cycle in 2021. The research is interdisciplinary in nature and based on the following methodological approaches: post-behaviorism, implicit cognitive science, Predictor Mining. The empirical strategy includes a combination of methods: SMA, eye tracking and focus group interviews. During the implementation of the oculometric analysis, a protocol developed for evaluating the productivity of a combination of psychosemantic procedures and computer registration of a person's gaze during the 2018 election campaigns was selected to build a battery of visual stimuli. As a result of the study, the following features of respondents' perception of the Internet content of political parties are recorded: the main line of spectral opposition in the views of the Russian electorate is associated with the antagonism of such political parties as “United Russiа” and “Yabloko”; to a greater extent, at the time of the study, the electorate of “new parties” that achieved success in the regional elections in 2020 is mobilized; the reliance of “new” political parties on public opinion leaders becomes one of the basic tools for implementing their electoral tasks, etc. The proposed in the study methodology for attestation of Internet content can be in demand by political parties to improve the content and psychotechnological characteristics of their information flows in social media. The use of the developed methodology for applying oculometric analysis for the certification of Internet content will allow party actors to improve the targeting technology in cooperation with the electorate.

Ключевые слова

политические партии; айтрекинг; айтрекер; окулометрия; социальные сети; сетевой контент; социально-психологические и социальнополитические исследования; фокусированное интервью; достоверность информации; добросовестность респондентов; политические предпочтения.

Keywords

e targeting technology in cooperation with the electorate. Keywords: political parties; eye tracking; eye tracker; oculometry; social networks; network content; socio-psychological and socio-political research; focused interviews; reliability of information; conscientiousness of respondents; political preferences.

DOI

http://www.doi.org/10.31249/poln/2021.03.05