Андрианова Роза Ахбановна
Сведения о сотруднике
Андрианова Роза Ахбановна
кандидат педагогических наукнаучный сотрудник
Подразделение: Centre for Academic Research and Informational Studies on Science, Education and Technologies
Область научных интересов: подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях цифровой трансформации образования и науки, ресурс искусственного интеллекта для анализа результатов эмпирического исследования: возможности и ограничения, социальная педагогика и развитие безопасной образовательной среды, межкультурные коммуникации субъектов образовательных отношений в контексте преодоления ксенофобии.
Общее количество публикаций: более 115, в т.ч. пять монографий (одна авторская и четыре в соавторстве), а также 25 публикаций в российских журналах, включенных в перечень ВАК.
Список наиболее значимых публикаций
Статьи в журналах, включенных в перечень ВАК (2020-2025 гг.)
- Андрианова, Р. А. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России: состояние и пути решения проблемы / Р. А. Андрианова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2025. – № 1(76). – С. 151-161.
- Андрианова, Р. А. ChatGPT-4o (модель искусственного интеллекта): анализ результатов исследования проблемы киберагрессии в образовательной среде / Р. А. Андрианова, В. В. Андрианова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2024. – № 3(74). – С. 185-204.
- Андрианова, Р. А. Педагогическая безопасность в организациях высшего образования: анализ научной литературы (2020-2024 гг.) / Р. А. Андрианова // Известия Российской академии образования. – 2024. – № 2(66). – С. 123-134.
- Андрианова, Р. А. Формирование гражданской идентичности мигрантов как условие нейтрализации рисков деструктивного поведения / Р. А. Андрианова, А. В. Ковалева // Известия Российской академии образования. – 2024. – № 1(65). – С. 183-196.
- Андрианова, Р. А. Агрессивное поведение в образовательной среде: анализ результатов эмпирического исследования и пути решения проблемы / Р. А. Андрианова // Актуальные проблемы психологического знания. – 2024. – № 1(66). – С. 199-212.
- Андрианова, Р. А. Развитие межкультурных коммуникаций в молодежной среде: актуальные проблемы и ресурс поддержки / Р. А. Андрианова // Известия Российской академии образования. – 2023. – № 1(61). – С. 165-175.
- Андрианова, Р. А. Вербальная и физическая агрессия субъектов образовательных отношений: содержание профилактической работы педагогов / Р. А. Андрианова // Актуальные проблемы психологического знания. – 2023. – № 1(62). – С. 152-163.
- Актуальные вопросы языковой адаптации детей из семей мигрантов / О. С. Ушакова, Р. А. Андрианова // Педагогическое образование и наука. – 2022. – № 4. – С. 145-152.
- Проблемы и ресурсы комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной организации / Р. А. Андрианова, А. А. Шемшурин, В. А. Чернов, Е. И. Селиванова // Психолого-педагогические исследования. – 2021. – Т. 13, № 4. – С. 107-125.
- Андрианова, Р. А. Проявление агрессии в структуре экстремистского поведения / Р. А. Андрианова // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2020. – № 2. – С. 28-33.
- Андрианова, Р. А. Буллинг и кибербуллинг в школе: характерные признаки и условия профилактики агрессивного преследования / Р. А. Андрианова // Известия Российской академии образования. – 2020. – № 4(53). – С. 35-46. –
Статьи в журналах ИНИОН РАН:
- Андрианова, Р. А. Региональная практика исследования проблем и условий обеспечения социально-педагогической безопасности высшего образования (на примере Свердловской области) / Р. А. Андрианова // Науковедческие исследования. – 2024. – № 4. – С. 80-106.
- Андрианова, Р. А. ChatGPT (модель ИИ): опыт взаимодействия по анализу результатов и выводов исследования проблемы киберагрессии / Р. А. Андрианова // Науковедческие исследования. – 2024. – № 1. – С. 5-32.
- Андрианова, Р. А. Мигрантофобия и ксенофобия как факторы формирования экстремистского поведения / Р. А. Андрианова // Социальные новации и социальные науки. – 2023. – № 1(10). – С. 139-149.
- Андрианова, Р. А. Раннее развитие межкультурных коммуникаций как ресурс преодоления ксенофобии: из опыта работы детских клубов при отелях в Турецкой Республике / Р. А. Андрианова // Ближний и Постсоветский Восток. – 2023. – № 4(4). – С. 64-75.
Монографии:
- Андрианова, Р. А. Буллинг и ксенофобия в образовательной среде: проблемное поле и превентивный ресурс / Р. А. Андрианова. – Москва : Издательство "Саратовский источник", 2023. – 187 с.
- Социогуманитарные основы противодействия экстремизму в молодежной среде / Р. А. Андрианова, А. П. Вихрян, Ю. А. Зубок [и др.]. – Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2022. – 305 с.
- Комплексная профилактика агрессивного поведения в образовательной среде / К. Д. Хломов, А. А. Бочавер, Р. А. Андрианова [и др.] ; Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. – Москва : Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2022. – 364 с.
- Педагогика и психология современного образования : Монография / М. Н. Прозорова, Р.А. Андрианова, Л. К. Иляшенко, Е. В. Звонова, [и др.] ; Гл. редактор Ж.В. Мурзина. – Чебоксары : «Издательский дом «Среда», 2022. – 204 с.
- Поликультурное образование и профилактика ксенофобии в образовательной среде / О. В. Гукаленко, Р. А. Андрианова, Г. В. Нездемковская. – Москва : Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2019. – 257 с.
Дополнительно:
Аспирантура ФГБНУ Институт социальной педагогики Российской академии образования (2000-2003 гг.) Диплом кандидата наук КТ №103162 от 19 сентября 2003 г. (13.00.02 теория и методика обучения и воспитания (социальная работа)
Профессиональная переподготовка:
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ (МГИМО) по программе «Редактор (копирайтинг)». Диплом о профессиональной переподготовке: ППК № 180127197, регистрационный номер А-204, выдан 12 июля 2024 г.
Курсы повышения квалификации (2022-2025 гг.):
- МГИМО МИД РФ по программе «Психолог в современном мире: проблемы и перспективы». Удостоверение: ЭЭЭ 4896 ШБиМК/А-227 от 6 июня 2025 г.
- МГИМО МИД РФ по программе «Психическое здоровье и образ жизни: современные подходы». Удостоверение: ААА 180907471от 28 октября 2023г.
- МГИМО МИД РФ по программе «Формирование бренда учёного». Удостоверение: ААА 180915012 от 20 декабря 2023 г.
- МГИМО МИД РФ по программе «Искусственный интеллект в медиапространстве». Удостоверение: ЭЭЭ 36 ШБиМК/А-36 от 29 марта 2024 г.
- МГИМО МИД РФ по программе «Право цифровой безопасности». Удостоверение: ААА 180917584 от 25 апреля 2024 г.
- РТУ МИЭРА по программе «Основы профилактики деструктивного социального воздействия на молодёжь в сети Интернет в социальных сетях». Удостоверение: АК №001520 от 29 ноября 2022г.