03.10.2024 11:59

Категория: Мероприятия

16 сентября 2024 года в рамках религиоведческого лектория Отдела философии «Re-ligare» и при участии издательства «Новое литературное обозрение» состоялась презентация книги профессор РГГУ Владислава Раздъяконова «Знаки иного мира. Русское спиритуалистическое движение конца XIX – начала XXI века» и лекция, вводящая в проблематику истории русского спиритуалистического движения.

Мероприятие традиционно началось с приветственных слов директора ИНИОН РАН, член-корр. РАН, д.э.н. Алексея Кузнецова. Алексей Владимирович обратил внимание гостей на богатые библиотечные фонды Фундаментальной библиотеки ИНИОН и полнотекстовые базы данных Springer Nature, SAGE Publications, Wiley, EBSCO, China National Knowledge Infrastructure (CNKI), Электронный читальный зал НЭБ, к которым открыт доступ в здании нашего института.

 

 
             

Далее слово было передано заведующему Отделом философии, д.ф.н. Сергею Мельнику, который поприветствовал слушателей лектория, организаторов мероприятия и команду издательства «Новое литературное обозрение» и анонсировал будущие мероприятия Отдела философии.

После этого началась презентация книги.

Главный редактор журнала «Новое литературное обозрение» и глава одноименного издательства Ирина Прохорова рассказала о религиоведческой серии «Studia Religiosa» и редакторе этой серии Сергее Елагине. Эта серия вполне вписывается в двуединую концепцию издательства: с одной стороны – заполнение лакун, образовавшихся в период советского прошлого, когда существенный массив книг не входил в научный оборот и не попадал к читателям (преимущественно по идеологическим соображениям), и с другой стороны – продвижение традиций российской гуманитарной мысли в общее интеллектуальное пространство. Ирина Прохорова выразила надежду на то, что серия и дальше будет развиваться и предоставлять новые книги широкой аудитории читателей.

Приглашенный эксперт Константин Бурмистров, к.ф.н., с.н.с. Института философии РАН поддержал издание новой книги и обратил внимание присутствующих на развитие исследований эзотеризма в российском академическом пространстве, указав на их значимость для целостного и глубокого понимания русской культуры начала XX столетия. Так, в 2007 году, в то время, когда интерес к исследованию темы на Западе нарастал и, например, появилась европейская ассоциация изучения западного эзотеризма и соответствующие книжные серии, у нас, в российском академическом пространстве, тема эзотеризма почти не исследовалась. Сегодня ситуация радикально изменилась – выходят прекрасные книги, защищаются диссертации и т.д. По мнению Константина Бурмистрова, подобные исследования сегодня по-настоящему необходимы, не просто в плане восполнения определенных пробелов в нашем культурном прошлом, но и в связи с очевидной необходимостью в преодолении сформировавшейся еще в дореволюционный период «наивно-реалистической» традиции описания (после революции только усугубившейся). Быть может только в последние несколько десятилетий фиксируются попытки изменить взгляд на русскую культуру, увидеть ее сложной, ведь, например, для наших философов (Соловьев, Флоренский, Булгаков, Бердяев) было абсолютно нормальным обращаться к источникам, которые мы бы отнесли сегодня к области эзотеризма и рассуждать об этом в своих книгах. И особенно важно, что об этих темах сегодня можно говорить серьезно, строго, академически, не вызывая косых взглядов.

О развитии исследований эзотеризма высказался также Павел Носачев, д.ф.н., профессор ВШЭ, ПСТГУ и РГГУ, обративший внимание присутствующих на появление нового поколения исследователей, которые в своих работах демонстрируют хорошее знакомство с первоисточниками и научной методологией исследований эзотеризма. Конечно работы по этой теме были и ранее. К теме эзотеризма так или иначе обращались в рамках филологии, литературоведения, истории. Но представляется важным появление исследований с серьезной методологической базой и более глубоким пониманием специфики феномена эзотеризма и его отличительных черт от иных форм религиозности. Своего рода ахиллесовой пятой гуманитарной мысли было игнорирование некоторых аспектов культуры. Такое игнорирование может приводить к ситуации непроницаемости определенных процессов, происходивших в культуре прошлого, для нашего понимания. Сегодня мы, быть может, вступаем на эту terra incognita и наконец-то пробуем ее картографировать.

После завершения презентации книги Владислав Раздъяконов выразил благодарность организаторам лектория, руководству ИНИОНа, издательству «НЛО» за организацию мероприятия и перешел к лекции.

В начале своей лекции Владислав Раздъяконов разграничил понятия «спиритуализм» и «спиритизм». В своих исследованиях лектор использует слово спиритуализм для обозначения отдельного религиозного движения, участники которого верили в возможность общения с духовным миром, в то время как слово спиритизм используется им для обозначения отдельного течения в его рамках.

Спиритуализм как религиозное движение состоял из множества одиночных практиков, групп, объединений и ассоциаций. История движения демонстрирует попытки спиритуалистов преодолеть разнообразие спиритуалистических взглядов и выработать общее спиритуалистическое «кредо». Существует ряд характерных для участников этого движения «предметов веры»: вера в выживание человека после биологической смерти; вера в его духовное прогрессивное развитие благодаря его личным усилиям, направленным к его совершенствованию; вера в существование единого духовного человечества во главе с Богом; вера в возможность общения с умершими людьми. Посмертная социализация умершего в рамках единой «семьи духов» или духовной иерархии может рассматриваться как одна из причин популярности спиритуализма в эпоху, остро поставившую вопрос о соотношении научного и религиозного миросозерцания.

Владислав Раздъяконов предложил считать культ ключевой социальной формой спиритуализма. В фокусе такого культа находился умерший человек, действующий через медиума, обеспечивающего возможность духовного общения. Лектором было предложено две формы такого культа – клиентурный культ и коммунитарный культ. Клиентурный культ предполагал обращение к медиумам за единоразовой консультацией, а коммунитарный предполагал формирование религиозной общины. С учетом свойственного спиритуалистам милленаризма, спиритуализм может рассматриваться как часть коммунитарного движения второй половины XIX столетия. В первое десятилетие XX века – время наивысшего расцвета спиритуалистического движения в России – появились объединения, претендовавшие на всероссийский статус – Русское спиритуалистическое общество и Московский кружок спиритуалистов-догматиков. Спиритуализм, с социологической точки зрения, следует рассматривать как часть культовой среды – подсистемы общества, выступающей в качестве альтернативы традиционным институтам. Вследствие выхода этой среды из подполья с конца XIX столетия, у публики сложилось впечатление о широком распространении спиритуализма, однако, спиритуализм был лишь отдельным движением в рамках этой среды, участники которой придерживались весьма разных взглядов – от сторонников идей вечной философии до парапсихологов.

Переходя к культурному аспекту спиритуализма, лектор отметил три вида деятельности, организованных вокруг события «спиритического сеанса», как ключевой формы спиритуализма, – научные, религиозные и развлекательные практики.

Научное сообщество интересовалось спиритуализмом в силу того, что оно видело в нем возможность открытия новых законов природы и способностей человеческой психики – «медиумические явления» (явлениями, происходящими в присутствии лиц, обладающих особыми – по сравнению с другими людьми – свойствами или способностями). Данное направление исследований в конце XIX века часто обозначалось как «психизм», поскольку в фокусе его интереса было возможное воздействие психики на физическую реальность. В этом движении принимали участие также спиритуалисты, которые назывались в России «учеными-спиритами», самыми известными из отечественных ученых были Александр Бутлеров и Николай Вагнер. При этом ученые-спириты всегда представляли авторитетное меньшинство в спиритуалистическом движении, и не следует все движение ассоциировать с позицией известных ученых. Спиритуалистическое движение всегда было расколото на два лагеря – лиц, стремившихся к изучению и доказательству общения двух миров, и лиц, ищущих духовное руководство. Владислав Раздъяконов подчеркнул, что в своей книге он попытался посмотреть именно на религиозную сторону спиритуализма и что особое внимание уделял не «доказательствам», но получаемым русскими спиритуалистами духовным сообщениям.

 

 
                            

Другим культурным аспектом спиритуализма была развлекательная практика. Важную роль в осмыслении спиритуализма как развлекательной практики сыграли «публичные медиумы», стремившиеся привлечь широкое внимание публики, порой за счет весьма провокативных действий. В своих выступлениях они демонстрировали различные способы общения с духовным миром, такие шоу пользовались большой популярностью, собирая большое количество зрителей, большинство из которых не верили в существование духов, но искали хороший способ провести время и развлечься. В других случаях – в большей степени имеющих отношение к религии – так называемый «сеанс» был театральным перфомансом, напоминающем мистерию, разрушавшим границу между зрителем и сценой. В ходе такого сеанса совершалось «перевоплощение», побуждавшее участников к рефлексии о смысле человеческой жизни и границе между жизнью и смертью.

Затем лектор обратился к функционалистскому анализу спиритуализма как религиозной практики, отметив три основные функции – прогностическую, назидательную и компенсаторную. Прогностическая функция спиритуализма сводилась к мантике или гадательным практикам, когда целью общения с духами мыслилось получение информации о том, что будет в будущем и как следует поступать в той или иной ситуации. Лектор подчеркнул, что «ортодоксальные» спиритуалисты негативно относились к такого рода практикам, они указывали на то, что такие практики бесполезны и более того опасны, так как могут поставить человека под влиянием злых духов. Назидательная функция практики, которая представляется лектору наиболее важной, заключалась в том, что благодаря ей спиритуалисты получали рекомендации о том, как следует себя вести и во что следует верить. Эта функция практики нормировала социальную, этическую и духовную сферы жизни человека. Компенсаторая функция практики позволяла преодолеть травму разрыва с умершим близким.

Затем Владислав Раздъяконов перешел к описанию узнаваемой и вызывающей у людей наибольший интерес стороне спиритуализма – к спиритуалистическим практикам. Лектор кратко отметил их многообразие, указав на существование практики столоверчения, автоматического письма, спиритической фотографии, гипнотического транса, духовной медицины и педагогики. Русские спиритуалисты в основном придерживались христианских взглядов и стремились объяснить ее эффективность при помощи неизвестной науке естественной силы, тем самым обеспечивая ей «естественное» основание. В завершении лекции Владислав Раздъяконов кратко рассмотрел вопрос о соотношении спиритуализма и магии, указав причины, по которым спиритуалисты стремились дистанцироваться от магических практик.


После лекции слушатели смогли задать вопросы Владиславу Раздъяконову. Охват затрагиваемых тем был весьма широким – в ходе дискуссии было затронуто соотношение спиритуализма с темой науки и религии, психологии и даже хайдеггеровской философии.

Завершилось мероприятие автограф-сессией, на которой все желающие получили подпись автора.

 

 
              

Выражаем также благодарность всем причастным к организации мероприятия, в том числе нашим техническим сотрудникам, друзьям из идательства Новое литературное обозрение и гостям, посетившим лекцию!

Организатор мероприятия – Сергей Горюнов.

Ответственный секретарь, фотограф – Анастасия Шадиева.

Координатор мероприятия – Вячеслав Костылев.

 

 
      

Видеозапись лектория