Десятое заседание научного семинара «Религия и культура». Тема: Как создавали иконы в советское время? Мастера и аффордансы локальных традиций фолежной иконы
01.04.2024 11:25
Категория: Научные статьи и доклады
27 марта 2024 года в рамках очередного научного семинара «Религия и культура», организованного Отделами культурологии и философии ИНИОН РАН, с открытой лекцией по теме: «Как создавали иконы в советское время? Мастера и аффордансы локальных традиций фолежной иконы» выступил научный сотрудник УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, кандидат исторических наук Дмитрий Доронин
Председательствующая на семинаре Ольга Валерьевна Кулешова анонсировала предстоящую международную научную конференцию «Память и повседневность в культуре и искусстве» (к 300-летию Российской академии наук) и представила гостям докладчика.
Кроме того, слушателям было предложено ознакомиться с несколькими примерами «советских икон», а также с монографией, посвященной этой теме.
В открытой лекции Дмитрий Доронин рассказал о предпосылках возникновения «советских икон» из более ранних форм производства икон для массового потребления, возникших в практиках XIX века (с появлением литографии и хромолитографии, а затем и распространением фольгопрокатных производств). Определенное время иконописцы еще пытались конкурировать посредством удешевления и ускорения производства, например, за счет создания т.н. «подокладных» образов (на таких иконах детально прорабатывались лишь те элементы, которые не скрыты окладом), но постепенно они все же вытеснялись печатной продукцией.
В лекции также была раскрыта и экономическая сторона вопроса. Главным актором в распространении подобных икон выступали офени-иконщики.
Кроме того, слушателям были представлены и фотоснимки иконописных «производств» того времени.
Но центром лекции стал рассказ о «советской иконе».
Советская икона – это особый феномен культуры, возникший в эпоху гонений на Церковь. Они изготовлялись кустарно советскими мастерами-образовниками из разного рода подручных материалов. Для декорирования таких икон применялись порой весьма специфические материалы, которые были доступны мастерам в эпоху дефицита — материя от пионерских галстуков и свадебных платьев, советские газеты, фольга от чайных пачек, оттиски на которой делали патронами и т. п. В результате возникали сложные бриколажи, в основе которых зачастую были иконки XIX – начала XX в., а сверху – напластования разнородных материалов советской эпохи.
Дмитрий Доронин, основываясь на находках полевых исследований, собранных в многочисленных экспедициях, выделил как минимум четыре локальных традиции «советских икон».
Отдельного внимания заслужили и способы декорирования таких икон (очень значимый элемент этого феномена). В частности, было рассказано о чрезвычайно распространенном декорировании искусственными цветами, навыки изготовления которых нередко приобретались при подготовке к советским праздникам. Впрочем, корнями это явление также уходит в дореволюционный период.
В конце лекции слово взял директор ИНИОН РАН, член-корр. РАН, Алексей Владимирович Кузнецов, предложивший организовать в музее ИНИОН временную выставку советских икон, где будут экспонированы четыре представленных в рамках лекции локальных традиции. Выставка также будет снабжена информацией об этнографических и визуальных особенностях локальных традиций и культурном феномене «советской иконы» в целом.
С записью лекции и последующего обсуждения целиком можно ознакомиться на официальном YouTube канале ИНИОН РАН.
Автор: Сергей Горюнов