Жизненные траектории молодежи в XXI веке: Риски и возможности

Фонд: РФФИ
Номер гранта: 19-111-50709\19
Сроки выполнения: 2019-2020
Исполняющий отдел:

Руководитель: Ядова Майя Андреевна

Описание:

Одна из наиболее актуальных тем социологических исследований последних десятилетий — проблема индивидуализации образа жизни и принципиальной открытости выбора жизненного пути современного человека. По мнению специалистов, современное общество не предлагает индивидам готовых социальных сценариев, а вынуждает их «создавать свои собственные биографии и идентичности» (Кузьминых В. Н. Жизненный путь в контексте эволюции социальной теории // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2008. № 4(12). С. 37). Эта проблема прежде всего затрагивает молодое поколение, только приступающее к «строительству» собственной жизни. В условиях социальных изменений жизненные траектории становятся менее предсказуемыми и более зависимыми от личного выбора. В сегодняшнем мире человеку необходимо уметь приспосабливаться к возникающим социальным изменениям и быть готовым резко сменить один маршрут своей биографии на абсолютно новый. В связи с этим представляется важным выяснить, каким образом справляется с данной задачей современная молодёжь, не только в России, но и за рубежом.

В настоящем проекте на основе анализа результатов социологических, психологических и пр. исследований отечественных и зарубежных авторов предлагается рассмотреть социальные процессы, которые детерминируют выбор представителями новых поколений того или иного варианта жизненного маршрута. Стремительно меняющиеся социальные реалии и усиление процессов «хаотизации» в эпоху постмодерна позволяют говорить об особых тенденциях взросления. Как правило, в научной литературе в числе основных факторов, сопровождающих процесс взросления современной молодёжи, выделяют следующие: удлинение периода юности, нелинейность и разнообразие вариантов жизненных «сценариев», цикличность происходящих в жизни индивида событий.

Сегодня молодость в значительной мере определяет последующий жизненный путь. Из-за удлинения периода обучения, экономической нестабильности молодые люди откладывают на более поздний срок момент начала профессиональной деятельности, создание семьи и рождение детей. Нелинейный характер жизни приводит к нарушениям в очередности этапов, свойственных традиционной модели взросления: получение образования — работа — достижение материальной независимости — создание семьи. Тенденция цикличности подразумевает повторение событий, уже имевших ранее место в жизни.

В ходе выполнения проекта будут проанализированы различные факторы, детерминирующие процесс социализации современной молодёжи, что даст возможность оценить разнообразие вариаций жизненных, профессиональных и иных траекторий человека эпохи «позднего модерна». Представленный анализ углубит имеющиеся в социальных науках представления о проблеме индивидуализации жизненного пути молодёжи в условиях социальных трансформаций, даст полезную информацию о складывающихся в российском и зарубежных обществах новых моделях успешности или, наоборот, препятствующих удачной социальной адаптации факторах.