2022, № 4: Новая политическая география — Политическая наука

В последние годы политическая география – наука о пространственной организации политических явлений и процессов – переживает значительное методологическое обновление в части совершенствования своего аналитического потенциала. Данный номер журнала посвящен, в первую очередь, новым направлениям и методам исследований, стоящим в авангарде такой трансформации: пространственному статистическому и полимасштабному анализу в политической и электоральной географии, пространственному контент- и дискурс-анализу, критической политической географии и политической геоурбанистике. Тема выпуска отсылает нас и к недавно появившемуся термину «политическая неогеография» (предложенному Майклом Шином в развитие идеи общей неогеографии Эндрю Тернера), который отражает в том числе обращение обществоведов, не являющихся профессиональными картографами, к использованию геоинформационных систем в политических исследованиях. В выпуск вошли как обзорные теоретические статьи, так и прикладные исследования, иллюстрирующие применение инновационных подходов.

К началу 2022 г. в России сложилась базовая научная инфраструктура политической географии. Ее лидерами, пожалуй, стоит считать Лабораторию геополитических исследований Института географии РАН (под руководством В.А. Колосова) и кафедру региональной политики и политической географии Санкт-Петербургского государственного университета (объединяющую учеников С.Б. Лаврова и Н.В. Каледина). Кафедры и научные центры, в своем названии прямо обозначающие свой политико-географический или геополитический профиль, имеются также в Московском государственном университете (Лаборатория регионального анализа и политической географии на географическом факультете и кафедра геополитики на факультете глобальных процессов), Сибирском федеральном университете в Красноярске (кафедра глобалистики и геополитики), Кубанском государственном университете в Краснодаре (кафедра экономической, социальной и политической географии) и Институте географии им. В.Б. Сочавы СО РАН в Иркутске (Лаборатория георесурсоведения и политической географии). 

Повышающийся интерес к расширяющейся проблематике политической географии ставит перед нами требование содержательного и методологического переосмысления дисциплины. На наш взгляд, в духе обозначенной в свое время на Западе «новой политической географии» такое переосмысление должно идти по пути активного внедрения в политическую географию точных качественных и количественных методов исследования. В частности, возможно более широкое:

– внедрение ГИС-моделирования и картографирования для политико-географических исследований, требующее создания открытой базы данных шейп-файлов (и их аналогов) с данными о государственных и административных границах, электоральных округах и других политико-географических элементах;

– использование при проведении политико-географических экспедиций кодифицированного включенного наблюдения или экспертного интервьюирования с последующим картографированием по GPS-координатам результатов экспедиций с расчетом частотности пространственного распределения релевантных наблюдений;

– включение математического моделирования и пространственной эконометрики (в первую очередь в части расчета глобальных и локальных показателей пространственной автокорреляции, географически взвешенной регрессии, пространственного кластерного анализа) для оценки эффекта места и соседства в политических процессах на локальном, национальном и глобальном уровнях;

– переход от дискурс-анализа политико-географических нарративов к методам пространственного анализа территориального распределения дискурса.

Предполагается, что стоящие методологические вызовы потребуют и более тесной научной кооперации, а скорее даже продолжения институционализации политико-географического профессионального сообщества в России.

 

 

Содержание

Идеи и практика

Контекст

Первая степень

Ракурсы

С книжной полки / From the bookshelf

Состояние дисциплины