Гаджикурбанов А. Г. Культурные стереотипы в этике стоиков и Спинозы

Рубрика: Космос культуры = Space of culture

Автор: Гаджикурбанов Аслан Гусаевич

Скачать полный текст

Загрузить номер целиком

Аннотация

Начиная с Античности европейская этика сформировала некоторые устойчивые стереотипы в описании коллизий рационального и чувственного компонентов моральной жизни, где ценностные приоритеты отдавались разумным началам нравственного бытия человека, которым противостояла чувственно-эмоциональная, аффективная сфера душевной жизни. В этом плане особое значение приобретает еще один значимый культурный стереотип, связанный с истолкованием понятия природы. В основании его оценки заложена оппозиция понятий естественное / искусственное, стихийное / рациональное, непроизвольное / умышленное. Одним из важнейших ресурсов европейской культурной традиции является история философских идей, многие из которых обрели парадигмальный статус и стали общеевропейскими культурными ценностями. Речь пойдет об истолковании природы страстей в античном стоицизме и философской системе Спинозы. Феномен страсти рассматривается в следующих аспектах: страсть как болезнь души, страсть как избыточное (чрезмерное) стремление, страсти как особые физические состояния душевной суб-станции, страсть как ложное суждение, страсть как феномен метафизического различения.

Abstract

Starting from antiquity, European ethics formed some stable stereotypes in describing the collisions of the rational and sensory com-ponents of moral life, where value priorities were given to the rational principles of a person's moral life, which were opposed by the sensory-emotional, affective sphere of mental life. In this regard, аspecial significanceacquires a cultural stereotype associated with the interpretation of the concept of nature. His assessment is based on the opposition of the concepts natural / artificial, spontaneous / rational, involuntary / intentional. One of the most important resources of the European cultural tradition is the history of philosophical ideas, many of which have acquired a paradigmatic status and have become common European cultural values. It will be about the interpretation of the nature of passions in ancient Stoicism and the philosophical system of Spinoza. The phenomenon of passion is considered in the following aspects: passion as a disease of the soul, passion as excessive striving, passions as special physical states of mental substance, passion as a false judgment, passion as a phenomenon of metaphysical dis-crimination.

Ключевые слова

разумные начала; нравственное бытие; аффек-тивная сфера; рациональность; культурный стереотип; понятие при-роды; аффект; страсть; античный стоицизм; Спиноза; ложное сужде-ние; метафизическое различение

Keywords

rational principles, moral being, affective sphere, rational-ity, cultural stereotype, the concept of nature, affect, passion, antique stoi-cism, Spinoza, false judgment, metaphysical distinction

DOI

10.31249/hoc/2022.01.02