Соколова Е. В. Накануне Первой мировой: осцилляция образа войны в предвоенной немецкой лирике (1911–1914)

Рубрика: Теория и история форм художественной культуры

Аннотация

В статье на примерах из Г. Гейма, А. Лихтенштейна, Э. Штадлера показано, что для немецкой лирики 1911–1914 гг. характерно в целом двойственное представление о войне: наряду с началом «ужасным», несущим боль, страдания и смерть, явственно прослеживается начало противоположное — едва ли не радостное предвкушение разрушения всего ложного, отжившего, устаревшего: всего того, что мешает прийти «прекрасному новому». Наиболее выпукло описанная двойственность проявляется в поэзии зарождающегося экспрессионизма.

Abstract

The article shows that an ambivalent image of war is specific for the German lyrics of 1911–1914. Along with the «terrible» principle, bringing pain, suffering and death, the opposite one may be clearly traced in all sorts of poetic representations of the idea of war as well – almost a joyful anticipation of destruction of all false, useless, obsolete, not allowing “beautiful new” to come. The described dualitу manifests itself most clearly in the lyrics of incipient expressionism. Some model poems of G. Heym, A. Lichtenstein and E. Stadler are here analyzed from the specified point of view.

Ключевые слова

немецкоязычная поэзия ХХ в.; экспрессионизм; Первая мировая война в литературе; Георг Гейм; Эрнст Штадлер; Альфред Лихтенштйен

Keywords

German poetry of the 20th century; expressionism; World War I in literature; Georg Heym; Ernst Stadler; Alfred Lichtenstein

DOI

10.31249/hoc/2021.03.03