Гудимова С. А. Музыкальная журналистика первой половины XIX в. о русской скрипичной школе

Рубрика: Музыкальная культура

Автор: Гудимова Светлана Алексеевна

Скачать полный текст

Загрузить номер целиком

Аннотация

С начала XIX в. российская пресса сообщает читателям обо всех музыкальных событиях. Хотя авторы публикаций не были профессионалами, уровень рецензий и заметок поражает знанием искусства, особенно знанием тонкостей скрипичного исполнительства. Объяснить данный феномен можно только богатым слуховым опытом журналистов. В России была интенсивная музыкальная жизнь, в салонах и на сценах не только столиц, но и провинциальных городов выступали самые знаменитые виртуозы того времени. К началу XIX в. сложилась сильная русская скрипичная школа с оригинальной («вокальной») трактовкой звука. Ее представители уделяют значительно больше внимания качеству звука, чем зарубежные виртуозы, которые ставят на первый план техническое совершенство, подчас в ущерб да-же элементарным требованиям музыкальности. Русская музыкальная критика никогда не вторила мнениям западных коллег, у нее были свои критерии оценок. Она смело критико-вала даже признанных в Европе скрипачей-фигляров и поддерживала российских виртуозов, которые вскоре получили мировое признание.

Abstract

Since the beginning of the XIX century the Russian press informs its readers about all musical events. Although the authors of the publications were not professionals, the level of reviews and notes amazes with their knowledge of art, especially knowledge of the intricacies of violin playing. This phenomenon can only be explained by the rich auditory experience of journalists. In Russia there was an intense musical life, the most famous virtuosos of that time performed in salons and on stages not only in capitals, but also in provincial cities. By the beginning of the 19th century a strong Russian violin school was formed with an original («vo-cal») interpretation of sound. Its representatives pay much more attention to the quality of sound than foreign virtuosos, who prioritize technical perfec-tion, sometimes to the detriment of even the elementary requirements of musicality.
Russian music criticism has never echoed the opinions of Western colleagues; it had its own criteria for evaluating it. She boldly criticized even the violinists-buffooners recognized in Europe and supported the Rus-sian virtuosos, who soon gained worldwide recognition.

Ключевые слова

кружки; салоны; музыкальные издания; скри-пичная школа; трактовка звука; музыкальная жизнь России; И.Е. Хандошкин; Г.А. Рачинский; И.И. Семенов; Н.Д. Дмитриев-Свечин; А.Ф. Львов; К. Липиньский; Г. Берлиоз

Keywords

circles; salons; musical publications; violin school; inter-pretation of sound; musical life in Russia; I.E. Khandoshkin; G.A. Ra-chinsky; I.I. Semenov; N.D. Dmitriev-Svechin; A.F. Lvov; K. Lipiński; G. Berlioz

DOI

10.31249/hoc/2021.02.06