Ван Цзе, Брагина Н. Н. Музыкальная культура Китая первой половины XX века. Диалог европейского и национального

Рубрика: Музыкальная культура

Авторы:
Ван Цзе
Брагина Наталья Николаевна

Скачать полный текст

Загрузить номер целиком

Аннотация

В статье делается попытка систематизировать процессы, происходящие в китайской музыкальной культуре в первой половине XX в. Основное направление европейского искусства, про-явившееся в этот период в Китае, – романтизм. На примере развития камерных вокальных жанров показано, как эстетические установки романтизма: опора на национальные традиции и стремление к синтезу искусств – проявились в творчестве китайских композиторов. Используются методы музыкального и поэтического анализа, а также метод сравнительного анализа, позволяющий выявить общие тенденции между становлением новой музыки в Китае и процессами формирования «молодых» европейских музыкальных школ в первой половине XIX в. Вскрываются причины отставания в развитии некоторых национальных культур и закономерности их ускоренного развития и пре-одоления временной дистанции. В качестве материала для анализа используются наиболее типичные произведения камерно-вокальных жанров китайской музыки указанного периода. В заключение делается прогноз будущего развития китайской музыкальной культуры.

Abstract

The article attempts to systematize the processes taking place in Chinese musical culture in the first half of the XX century. The main direction of European art, manifested in this period in China – Romanticism. Using the example of the development of chamber vocal gen-res, it is shown how the aesthetic attitudes of Romanticism-the reliance on national traditions and the desire to synthesize the arts – were manifested in the works of Chinese composers. The methods of musical and poetic analysis, as well as the method of comparative analysis, are used to identify common trends between the formation of new music in China and the pro-cesses of formation of «young» European music schools in the first half of the XIX century. The reasons for the lag in the development of some na-tional cultures and the regularities of their accelerated development and overcoming the time distance are revealed. The most typical works of chamber-vocal genres of Chinese music of the specified period are used as the material for analysis.

Ключевые слова

Китай; музыкальная культура; романтизм; со-временные стили, камерно-вокальные жанры

Keywords

China; musical culture; romanticism; modern styles, chamber-vocal genres

DOI

10.31249/hoc/2021.02.04