Махлин В. Л. Филология как опыт чтения (Вспоминая С.Г. Бочарова)

Рубрика: Космос культуры = Space of culture

Аннотация

В статье сделана попытка понять и оценить литературно-критическую деятельность выдающегося критика и филолога С.Г. Бочарова с точки зрения таких особенностей, которые отвечают некоторым современным проблемам и задачам гуманитарно- филологического познания. Работами Бочарова легче восхищаться, чем охарактеризовать его способ подхода к художественному тексту. Этот подход не «концептуальный», но и не «позитивистский». Начиная с первой своей книжечки о «Войне и мире» Л. Толстого, Бочаров сочетает научное исследование с опытом конкретного чтения; исследователь остается «читателем», избегая общих слов и теоретических положений и сохраняя непосредственную связь с фактичностью «мира мысли» автора и в то же время с практической идеей филологии. Такой подход, как представляется, актуален и продуктивен для современного литературоведения, культурологии и литературной критики, которые сегодня оказываются между двумя методологическими крайностями – между абстракциями теоретизированных схем и абстракциями позитивистской «научности», равно чуждыми событию текста и, соответственно, опыту чтения. 

Abstract

The article is an attempt to understand and evaluate Sergey Bocharov’s critical activities and heritage from the point of view of some contemporary problems in human and philological studies. What was and comparatively is quite original in Bocharov’s articles and books, it is, I believe, his approach to a literary text, beginning with his early little book about Tolstoy’s «War and Peace», where this scholar tried to combine his research with his concrete experience of a «common reader». This approach, it seems, allowed him to avoid the two extremes in recent literary studies, namely, abstract theoretism, on one hand, and abstract positivism, on the other. In this sense, Bocharov’s heritage may help us today to return to some «pre-scientific», but scholarly forms of textual analysis in philology based on the reading experience itself.

Ключевые слова

опыт чтения; филология; читатель; проникновение; наследие-как-обращение

Keywords

the reading experience; philology; interpenetration; heritage-as addressivity

DOI

10.31249/hoc/2021.01.04