Хренов Н. А. История искусства как история культуры: русское искусство рубежа ХIХ–ХХ веков в контексте больших длительностей исторического времени = Art history as a cultural history: Russian art at the turn of the XIX–XX centuries in the context of long periods of historical time

Рубрика:

Автор: Хренов Николай Андреевич

Скачать полный текст

Загрузить номер целиком

Аннотация

В статье предпринята попытка обнаружить особый уровень обобщения множественных фактов, которые собирались искусствоведческим сообществом с рубежа 50–60-х годов прошлого столетия до наших дней и которые имеют отношение к периоду в истории отечественного искусства, называемому Серебряным веком. Большевистская идеология отторгала многое из того, что возникло в русском искусстве рубежа ХIХ–ХХ веков, это заметно затрудняло прояснение вопроса об интерпретации искусства Серебряного века как «славянского Ренессанса», наследующего с большим запозданием традицию западного Ренессанса. Специфика культурологического подхода к исследованию духовного наследия Серебряного века в статье связана с фундаментальной концепцией социодинамики П. Сорокина, предложившего не линейный, а циклический подход к истории. В соответствии с этим подходом большие длительности истории развертываются в виде смены типов, а уникальность Серебряного века определяется переходной эпохой, в частности, сменой культуры чувственного типа, возникшей еще в эпоху Ренессанса, тем, что П. Сорокин назвал культурой идеационального типа. Серебряный век демонстрирует, с одной стороны, затухание культуры чувственного типа, что воспринимается и оценивается как упадок искусства, а с другой – рождение культуры идеационального типа, о чем свидетельствует вытеснение чувственной стихии в искусстве стихией сверхчувственной. Эта тенденция свидетельствует не об упадке, а о подъеме искусства. Конкретным выражением этого сдвига на рубеже ХIХ–ХХ веков оказывается символизм – художественное направление, существенное для понимания всего наследия Серебряного века.

Abstract

The article attempts to find a special level of generalization of multiple facts that were collected by the art community from the turn of the 50–60's of the last century to the present day and that are related to the period in the history of Russian art, called the Silver age. The Bolshevik ideology rejected much of what had emerged in Russian art at the turn of the XIX–XX centuries, and this made it much more difficult to clarify the interpretation of Silver age art as a «Slavic Renaissance», inheriting the Western Renaissance tradition with great delay. The specificity of the cultural approach to the study of the spiritual heritage of the Silver age in the article is related to the fundamental concept of
sociodynamics of P. Sorokin, who proposed a cyclical approach to history rather than a linear one. In accordance with this approach, long periods of history are carecterised by a change of cicles, and the uniqueness of the Silver age is determined by the transition era, in particular, the change of culture of the sensory type that arose in the Renaissance, what P. Sorokin called the culture of the ideational type. The silver age demonstrates, on the one hand, the decay of a culture of the sensory type, which is perceived and evaluated as the decline of art, and, on the other, the birth of a culture of the ideational type, as evidenced by the displacement of the sensory element in art by the supersensible element. This trend shows not the decline, but the rise of art. A concrete expression of this shift at the turn of the XIX–XX centuries is symbolism – an art direction that is essential for understanding the entire heritage of the Silver age.

Ключевые слова

русская культура; Серебряный век; славянский Ренессанс; надлом цивилизации; кризис империи; Россия – Запад; Россия – Восток; переходные процессы; декаданс; упадок искусства; подъем искусства; культура чувственного типа; культура идеационального типа; символизм; неоромантизм; русское искусство рубежа ХIХ–ХХ веков, преемственность; линейность; циклизм; ретроспективизм; византийская традиция; искусствоведческий подход; культурологический подход; пассионарный подъем; омассовление

Keywords

the Russian culture; the Silver age; the Slavic Renaissance; the breakdown of civilization; crisis of Empire; Russia-West, Russia-East; transients; decadence; decline of art; the rise of the art; culture sensitive type; the ideational type of culture; symbolism; romanticism; Russian art of a boundary XIX–XX centuries, continuity; linearity; cyclical; retrospectivism; the Byzantine tradition; art approach; cultural approach; passionate rise; massification

DOI

10.31249/hoc/2020.02.01