Иваницкий А. И. «Самопродолжение» автора в романном герое: о возможных фольклорных источниках формулы М.М. Бахтина.

Рубрика: Идеи Михаила Бахтина и вызовы XXI столетия (Из материалов XVII Международной Бахтинской конференции. Саранск, Россия, 5–10 июля 2021 года)

Автор: Иваницкий Александр Ильич

Скачать полный текст

Загрузить номер целиком

Аннотация

Народная и, прежде всего, волшебно-сказочная баллада способна проявить универсально-психологическую подоплеку описанного М.М. Бахтиным самопродолжения автора в романном герое. С одной стороны, баллада отразила эволюцию посвятительных отношений героя с волшебно-олицетворенной природой и ее агентом в различных фольклорных жанрах. Ее итогом, в том числе под влиянием церкви, стало обоюдное любовное тяготение, по определению предполагавшее тотальное личностное самопродолжение друг в друге как антиподе. С другой стороны, балладный лиризм позволял исполнителю отождествлять себя с героем и в его лице самому тотально и непредсказуемо продолжиться в волшебном контрагенте. Герой социально-психологического романа заместил для автора прежнего волшебного контрагента. Но авторское продолжение себя в нем утратило посвятительный стержень и поэтому перестало осознаваться.

Abstract

The folklore fairy ballad can show the universally psychological base of the author’s continuation in the novel hero, that was described by M.M. Bakhtin. On the one hand, the ballad had reflected the evolution of the initiatory relations with the personified fairy Nature and its agent in the various folklore genres. The result of this evolution, including under the influence of the church, would the mutual lovely attraction, that had assumed the total self-continuing in each other as the antipodes. On the other hand, the ballad lyricism had allowed the executor to identify himself in the hero and to continue himself in the hero’s face in the fairy counterparty. The hero of the social-psychological novel had replaced for the author the fairy counterparty. But the self-continuing in the hero gad lost its initiatory base and so was no more reflected.

Ключевые слова

самопродолжение в герое; балладный лиризм; волшебно-олицетворенная природа; посвятительный контакт; эволюция фольклорных моделей; христианизация

Keywords

the author’s continuation in the hero; the ballad lyricism; the personified fairy Nature; the initiatory contact; the evolution of the folklore models

DOI

10.31249/litzhur/2021.54.08