Кибальник С. А. Гипертексты Флобера у Чехова (К понятию «конструктивной криптопародии»)

Рубрика: К 200-летию рождения Гюстава Флобера

Автор: Кибальник Сергей Акимович

Скачать полный текст

Загрузить номер целиком

Аннотация

Статья посвящена гипертекстуальным перекличкам произведений Г. Флобера и А.П. Чехова. В повести Чехова «Дуэль» (1891) усматривается гибридная и факультативная гипертекстуальность, связывающая ее с классическим романом Флобера «Госпожа Бовари» (1856). Написанный вскоре после этого рассказ «Попрыгунья» (1892) представляет собой уже достаточно очевидный гипертекст того же романа, в котором сюжетно-смысловая схема первоисточника трансформирована в гораздо меньшей степени. Наконец, еще один явный гипертекст произведения Флобера - его повести «Простая душа» (1877) - обнаруживается в позднем чеховском рассказе «Душечка» (1899). Во всех этих произведениях мы усматриваем (вслед за Р.Г. Назировым) своего рода «конструктивную криптопародию», т.е. полемическую интерпретацию, не преследующую цели пародирования первоисточника. Флоберовские гипертексты у Чехова несут на себе отчетливый отпечаток, с одной стороны, русской классики с ее «антииндивидуалистической» тенденцией, а с другой - собственного художественного мира Чехова, который строится на преодолении острого ощущения трагизма жизни за счет сарказма и смеха.

Abstract

The article addresses the hypertexts of Flaubert in Chekhov’s works. The hypertextuality in Chekhov’s story Duel (1891) is connected with Flaubert’s novel Madame Bovary (1856), and is hybrid and optional. The story The Jumping Girl (1891) written shortly after, is already a fairly obvious hypertext of Flaubert’s novel: the scheme of the plot and the semantic of the original source is transformed to a much lesser extent. One more explicit hypertext of Flaubert’s A Simple Soul (1877) could be found in Chekhov’s late story Darling (1899). The article both describes and analyzes in all these texts (following R. Nazirov) a kind of “constructive crypto parody” which is not the parody on Flaubert’s works, but the polemical interpretation of them. Flaubert’s hypertexts in Chekhov’s prose bear a distinct imprint of the Russian classics with its “anti-individualistic” endency, on the one hand, and of Chekhov’s own artistic world based on overcoming Flaubert’s keen sense of the tragedy of life with sarcasm and laughter, on the other.

Ключевые слова

Чехов; Флобер; «Дуэль»; «Попрыгунья»; «Душечка»; «Госпожа Бовари»; «Простая душа»; криптопародия; гипертекст

Keywords

Chekhov; Flaubert; Duel; The Jumping Girl; Darling; Madame Bovary; Simple soul; crypto parody, hypertext

DOI

10.31249/litzhur/2021.53.06