Олейник В. Т. ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА «АРХИПЕЛАГА ГУЛАГа» = “Archipelag GULAG” as a generic experiment

Рубрика: К 100-летию рождения Александра Исаевича Солженицына

Автор: Олейник Виталий Трофимович

Скачать полный текст

Загрузить номер целиком

Аннотация

В статье анализируются жанровые особенности весьма сложного в данном отношении произведения А. И. Солженицына, который сам именовал «Архипелаг ГУЛАГ» «опытом художественного исследования». Такого определения в современной жанровой классификации явным образом не имеется. Что имел в виду писатель? Скорее всего, этим определением он подчеркнул тот факт, что «Архипелаг» — произведение, которое находится на стыке реальной документалистики, историографии и публицистики, сплавленных воедино, однако художественным, т. е. беллетристическим началом. А посему художественная, причём со всей очевидностью — именно романическая — составляющая произведения должна считаться доминирующей.

Таким образом, имеются веские основания полагать, что речь идёт об уникальном, в высшей степени экспериментальном русском романе последней четверти ХХ в. И дело, разумеется, не в самом термине, не в игре слов и определений. Просто взяв в руки тяжёлый том «Архипелага ГУЛАГа», мы должны будем раньше или позже догадаться, что держим нечто очень похожее на литературный «блокбастер» — полноразмерный, эпохальный роман, и что большая часть критериев и оценок, применявшихся к нему в течение почти полувека в нашей критике как к сочинению собственно документального характера, абсолютно неверна. В частности, в романе нет и быть не может фактических ошибок и фактографических неточностей, так как на научную истинность романы, даже романы, имеющие серьёзную документальную основу, никогда не претендуют.

Abstract

The article deals with the problem of genre specifications of this world-famous book, which is usually evaluated as a classic non-fiction. This point of view, however, seriously underestimates the purely fictional quality of the text: its
intricate composition, its very rich imagery and the power of its emotional impact on readers. Besides non-fictional approach permits politically еngaged critics to search for factual inaccuracies or even “errors” and “mistakes” in the text which is principally fictional – an experimental novel fundamentally based on real documents.

Ключевые слова

роман; автобиографический роман; роман-исповедь; философский роман; документальная проза; политический памфлет; интертекстуальный анализ; большевизм; культ личности; марксизм

Keywords

novel; autobiografical novel; confessions; phylosophical novel; documentary prose; political pamphlet; intertextual analysis; bolshevism; cult of the leader; marxism