Сатаров Г. А. Новый подход к эмпирическому анализу массового политического сознания / A new approach to the empirical analysis of mass political consciousness

Рубрика: Состояние дисциплины: старые и новые подходы к изучению массового политического сознания / State of the discipline: old and new approaches to the study of mass political consciousness

Автор: Сатаров Георгий Александрович

Скачать полный текст

Аннотация

Описывается новый подход к анализу массового (группового) политического сознания, основанный на представлении данных социологических опросов как когнитивных сетей, узлами которых являются вектора ответов на вопросы анкеты, а связями — статистически значимые зависимости между этими векторами. В качестве объектов анализа рассматриваются не частотные характеристики ответов, а свойства сети, её отдельных фрагментов и узлов. Приводятся примеры применения данного подхода в социологических исследованиях Фонда ИНДЕМ. Продемонстрировано, что подход позволяет получать нетривиальную информацию о состоянии массового (группового) политического сознания, которая не может быть получена в рамках традиционного подхода.

Abstract

The article describes a new approach to the analysis of mass (group) political consciousness. The approach represents data of sociological surveys as cognitive networks: vectors of answers to the questionnaire are regarded as nodes of the network, statistically significant relationship between these vectors – as its links. Objects of analysis are not frequencies of answers but properties of the network (or of its separate fragments and components). The article gives examples of the approach from sociological studies of the INDEM Foundation. It shows that the approach allows to obtain a non-trivial information about the state of the mass political consciousness which cannot be obtained by traditional methods.

Ключевые слова

общественное мнение; массовое политическое сознание; социологические опросы; когнитивные сети

Keywords

public opinion; mass political consciousness; sociological surveys; cognitive networks