Отправными точками для материалов 10-го выпуска МЕТОДа являются личность Рене Декарта и его работы. Ежегодник стремится выйти за рамки признанной картезианской повестки, исследуя как достижения Декарта, так и то, что не смогли развить его преемники. Некоторые авторы критически переосмысливают картезианский дуализм души и тела, психофизиологическую проблему (mind-body problem) и «трудную проблему сознания» (hard problem of consciousness). Предполагается, что в своём творчестве Декарт использовал собственную личность или всё своё Я (me totum), которое включает как душу (мыслящую субстанцию), так и тело (простирающуюся субстанцию). Таким образом, дуализм является лишь одним из инструментальных аспектов гораздо более сложного когнитивного мастерства самого Декарта, его стиля и метода.

Разделы Ежегодника подчёркивают общую логику. «Субъект» фокусируется на проявлениях и формах агентивности (me totum). «Разум» исследует способы ментальной репрезентации. «Тело» исследует границы социального и биологического, воплощенного (embodied) и расширенного (extended) познания. «Коммуникация» включает в себя парадигмы общения, а также коды, которыми оперируют разум и тело. В «Методологических альтернативах» рассматриваются теории метафор и прерывистого равновесия. «Интеллектуальный архив на завтра» представляет пирсовский синехизм как интеллектуальное представление взаимосвязанной непрерывности — как универсализированной, так и персонифицированной (ср. me totum Декарта).

***

Personality of René Descartes and his works are departure points of the 10th volume of METHOD. Returning back to Descartes and exploring both his achievements and ideas that his successors failed to explore the Yearbook undertakes to catch up and move beyond the acknowledged Cartesian agenda. Some of the authors critically reconsider the Cartesian soul and body dualism, mind-body problem, as well as the notorious “hard problem of consciousness”. Our claim is that Descartes himself resorted to his own personality or his whole self (me totum) that entangles both soul (thing that thinks) and body (thing that extends). Thus, dualism is only one instrumental aspect of far more complex cognitive proficiency of Descartes himself, his style and method. What actually happens within me totum between the two analytical extreme modes of thinking and extended substances is embodiment and disembodiment.

Sections of the Yearbook – “Self”, “Mind”, “Body”, “Communication”, “Methodological Alternatives”, “Intellectual Archive for Tomorrow” – highlight this logic. “Self” focuses on agency (me totum). “Mind” surveys ways of mental representation. “Body” explores interfaces of the social and biological, embodied and extended cognition. “Communication” features discourse and communication paradigms as well as codes that mind and body operate. “Methodological Alternatives” deals with metaphor theories and punctuated equilibrium. “Intellectual
Archive for Tomorrow” presents Peircean synechism as an intellectual representation of interconnecting continuity – both universalized and personalized (me totum of Descartes).

Загрузить полный текст (PDF, 8 Мбайт)

СОДЕРЖАНИЕ

М.В. Ильин, И.В. Фомин, В.С. Авдонин. Методологический вызов. Назад к Декарту! Вслед за Декартом! Дальше Декарта!

СУБЪЕКТ

М.В. Ильин. Картезианский момент. Новые рассуждения о стилях и методах в старомодной манере Декарта

И.В. Фомин. Неполнота природы и self – body problem: эмергентизм как попытка преодоления дуализма духа и материи

М. Фэроу. Эмергенция субъектности: атрибутирование качеств, феноменальный опыт и существование. Пер. с англ. А.Д. Борисова

РАЗУМ

М.В. Ильин, И.В. Фомин. Картезианское путешествие (о поездке в Амстердам и Эйндховен)

Б. Каструп. Аналитический идеализм: краткое введение и основные положения. Пер. с англ. А.Д. Борисова

Бернардо Каструп: Я бы поспорил с Декартом – дуальности движут вселенной, но в метафизическом дуализме субстанций нет необходимости. Пер. с англ. А.Д. Борисова

М.А. Сущин. Репрезентации: «насыщенные» или «неполные»?

К.Фристон. Волны предсказания. (Реферат)

ТЕЛО

Е.Н. Князева. Психофизическая проблема у Декарта и его критики в современной концепции отелесненного познания

К.В. Фокин. Опыт изучения власти на интерфейсе политического и биологического

КОММУНИКАЦИЯ

С.Т. Золян. Дискурс, язык, языковая деятельность

М.Ю. Заботкин. Язык между миром и мышлением

Г.И. Остапенко. Биокоммуникационная парадигма Гюнтера Витцани: язык и коммуникация в биологических процессах. (Сводный реферат)

Код-биология Марчелло Барбьери: картезианские аспекты. (Реферативный обзор)

С.В. Чебанов. Когнитивная графика как способ изображения идей

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ

В.С. Авдонин. Междисциплинарный трансфер знаний сквозь призму теорий метафор

К. Харт. Дискурс. (Реферат)

Д.С. Жуков. Прерывистое равновесие: взгляд с позиции теории самоорганизованной критичности

Т.Дж. Беннетт. Обновление биосемиотики в Москве (Очень субъективные заметки аспиранта из Тарту). Пер. с англ. А.Д. Борисова

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ АРХИВ НА ЗАВТРА: НЕПРЕРЫВНОСТЬ

Ч.С. Пирс. Бессмертие в свете синехизма. Пер. с англ. Ю.А. Корешковой

Ю.А. Корешкова. Об интеллектуальном контексте пирсовской идеи синехизма