07.10.2022 14:25

Категория: Мероприятия

6 октября 2022 г. с 11.00 до 14:45 по московскому времени Фундаментальная библиотека ИНИОН РАН провела XXII заседание семинара «Библиотечная поддержка исследований в сфере социальных и гуманитарных наук».

Тема семинара: «Библиотеки высших учебных заведений в обществе знаний: вызовы и решения».
Регистрация проходила на платформе timepad по ссылке: https://seminar-bibliotechnaya-po.timepad.ru/event/2160340/

На семинар было зарегистрировано 249 представителей высших учебных заведений, университетских библиотек, научных организаций России и стран ближнего зарубежья.

  • 28 участников семинара представляли такие образовательные и научные учреждения Казахстана как КазНУ им Аль-Фараби. Библиотека им.Аль-Фараби, ЗКАТУ им. Жангир хан, Назарбаев Университет, Таразский региональный университет им.М.Х.Дулати, Кокшетауский университет им. Ш.Уалиханова, РГП на ПХВ "Ғылым ордасы", Университет им. Сулеймена Демиреля и др.
  • 60 участников семинара представляли белорусские ВУЗы и библиотеки: Учреждение образования "Барановичский государственный университет", Межгосударственное образовательное учреждение высшего образования "Белорусско-Российский университет", Научная библиотека УО "Белорусский государственный университет физической культуры", УО Белорусский государственный экономический университет, Библиотека Бел. гос. мед. университета, Библиотека Белорусского государственного экономического университета, Фундаментальная библиотека Белорусского государственного университета, Научно-медицинская библиотека УО "Гомельский государственный медицинский университет", Научная библиотека Белорусского национального технического университета, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет и др.
  • Также были представлены учреждения Молдовы, Азербайджана, Кыргызстана, Армении.

В общей сумме зарубежные участники мероприятия составили более 40% всех присутствующих.

Также зарубежные гости представили доклады от библиотеки Назарбаев Университета и Фундаментальной библиотеки Белорусского государственного университета.

За 4 часа работы семинара было представлено 12 докладов ведущих российских специалистов в области организации работы и методического сопровождения университетских библиотек (В.Ю. Курпаков (РБА), А.И. Племнек (АРБИКОН), Л.А. Шукшунова (МК НБ МГУ), Е.Ю. Лотова (РУДН), Л.А. Шамардина (Ассоциация медицинских библиотек), К.П. Кокарев (Тюменский государственный университет), Е.И. Боброва (Кемеровский государственный институт культуры), Ю.И. Бирюкова (Курский государственный университет); 2 доклада прозвучали от организаторов конференции С.В. Соколов, В.К. Степанов (ИНИОН РАН). В докладах конференции можно проследить разделение на «бибиопессимистов» и «библиооптимистов».

Представители научно-исследовательского направления говорили об отсутствии упоминания университетских библиотек в национальных и глобальных рейтингах университетов (С.В. Соколов), о необходимости фундаментального переформатирования библиотек, теряющих свой контингент пользователей – смысловую основу библиотеки современного типа (В.К. Степанов). Библиотечные практики напротив, доказывали состоятельность и компетентность библиотек в научно-образовательном пространстве ВУЗа, реализующих свои ресурсы через такие инноваторские техники как «индивидуальные образовательные траектории» (К.П. Кокарев), «современные корпоративные системы управления цифровым вузом» (А.И. Племнек), «профессиональные сообщества» (Л.А. Шамардина), комплексное и даже лидерское участие в системе «вычислительный центр – издательство» (М.В. Сенько).

В заключении семинара ведущий, заведующий научно-исследовательским отделом библиотековедения ИНИОН РАН С.В. Соколов отметил, что задача семинара – распространять передовые практики продвижения библиотеки ВУЗа в образовательном пространстве и ставить вопросы развития библиотечного дела, которые должны найти отклик в библиотечном сообществе России и дружественных странах ближнего зарубежья.

Онлайн-трансляция семинара проходила на официальном youtube-канале ИНИОН РАН

В конце проведения научно-практического семинара по библиотековедению ведущий С. В. Соколов попросил участников пройти тест-миниигру. Участникам семинара было предложено написать в чате видеоконференции любой цвет и любой учебный предмет, дисциплину. Из 84 присутствующих в эмоциональной игре приняли участие 14 человек. Результаты распределения эмоционального фона представлены в таблице 1.

  • оражевый 3
  • желтый 2
  • коралловый 1
  • красный 1
  • сиреневый 1
  • зеленый 2
  • морской волны 2
  • синий 2

Доминируют красно-желто-оранжевые цвета. Оранжевый цвет описывался как "оранжево-желтый", "цвет оранжевого кирпича" и т.д.

В общей сложности оттенков оранжево-красного было у более чем 50% всех респондентов. Им соответствуют в основном информационные специальности и точные науки: анализ данных, архитектура, история физики, искусственный интеллект в информационной деятельности, анализ данных. Амбивалетную колористическую природу показал предмет история, единственный из социогуманитанрых наук проявляющий как красную, так и синюю психосемиотику. Цветом морской волны были описаны математика и политология, ни одного предмета с цветом зеленый, также как и сиреневый названо не было. Наблюдаю закономерность: обладают четкой предметной специализацией, готовностью яростно защищать свою позицию представители оранжево-красного оттенка, символизирующего агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение. Это прежде всего информатики (физики). Лирики, склонные к выделению сине-зеленых цветов представляли историю и литературу, искусство. Таким образом, судя по предметно-цветовой гамме конференция прошла под оранжево-красным знаменем цифровизаторов библиотечного дела и высшего образования. Гуманитарные специальности с возможным акцентированием других проблем в современном образовании и библиотечной практике как социальная ответственность, этическая компонента, воспитание и наставничество, психология и отношения остались немного в стороне, о чем дополнительно свидетельствует приоритетная тематика большинства выступлений на семинаре.