05.11.2019 14:39

Категория: Мероприятия

Международная междисциплинарная конференция «Россия — Восток: искусство, философия, культура» открылась пленарным заседанием, состоявшимся 14 октября в Российской академии художеств.

Пленарное заседание приветствовали вице-президент Российской академии художеств (РАХ) академик РАХ Татьяна Александровна Кочемасова, представитель посольства Ирана в России советник г-н Али Мохагег, директор Культурного центра имени Дж. Неру д-р Уша Радхакришна (Индия), директор MPRH Institute Мостафа Али Бейги (Иран) и председатель оргкомитета конференции Ольга Александровна Лавренова, кандидат географических наук, доктор философских наук, почётный член РАХ, в. н. с. ИНИОН РАН, президент Международной ассоциации семиотики пространства и времени (IASSp+Т), заместитель директора Музея имени Н. К. Рериха по научной работе.

Тему «Философия культуры Н. К. Рериха» представил в своем выступлении И. В. Кондаков, доктор философских наук, профессор РГГУ, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, действительный член РАЕН. В выступлении Т. С. Захаровой, магистра культурологии, сотрудника Минского государственного лингвистического университета, «Язык искусства как одна из составляющих творческого метода Н. К. Рериха по утверждению миротворческих идей в деле защиты мирового культурного наследия» проведён анализ живописных произведений Рериха в свете идей Пакта Рериха, защищающего культурное наследие человечества во время войны и в мирное время. Выступление кандидата педагогических наук, руководителя отдела развития Международного Центра Рерихов Л. В. Хоменок «Картина Н. К. Рериха „Чинтамани“ в свете индийских традиций и философского наследия Рерихов» было посвящено раскрытию в разных аспектах (исторических, культурологических, искусствоведческих) замысла картины, её сюжета и символики. С докладом «„Западный художник с сердцем восточного мудреца“: об особенностях живописи Святослава Рериха» выступила кандидат культурологии, руководитель ОНЦ КМ МЦР И. Ю. Дьяченко. Интересные наблюдения сделал в своём докладе “The Influence of Nicholas Roerich on the Ideas of the East and Iranian Artists” («Влияние Николая Рериха на идеи восточных и иранских художников») Мустафа Али Бейги. Доклад на тему «Педагогическое наследие Н. К. Рериха и современное прочтение образа Индии молодыми художниками» был подготовлен доктором искусствоведения Е. А. Боровской, профессором кафедры русского искусства, доцентом Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.

С докладом «„Ты светлый Храм Земли, Хранительница Тайны…“: Индия в графике Николая Кочергина (1897–1974)» выступила Е. А. Ржевская, член-корреспондент РАХ. Научный сотрудник и хранитель отдела живописи второй половины XIX — начала ХХ века Государственной Третьяковской галереи С. Л. Капырина подготовила своё выступление на тему «В. В. Верещагин „Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 году“. История создания и провенанс самой большой картины художника». В докладе освещалась история бытования известной картины В. В. Верещагина, которая была создана им в Индии и много лет хранилась в Мемориальном комплексе Виктории в Калькутте.

В пленарных докладах обсуждались также вопросы взаимодействия русской культуры с искусством Китая, Монголии, Ирана.

Продолжились обсуждения 15 октября уже в Российском государственном гуманитарном университете.

Первый доклад, «Всемирная отзывчивость русского народа» и восточный вектор русской культуры», был подготовлен О. А. Лавреновой. Свой доклад Ольга Александровна сопроводила переводом на английский язык для присутствующих иностранных участников, выступив затем переводчиком и прочих докладчиков для остальных слушателей.

Для выступления было заявлено большое количество докладов. Например, исследователи из Ирана, Alibeigi Mostafa, Chairman of MPRH Institute, и Ghavizary Marzieh и Golshani Mohammad, Firoozkooh Branch, представили свои доклады “A Comparative Study of Iranian Arts Affected by Russia (Case Study: Architecture)” и “Mathematics as a Tool in the Field of Fine Arts”. Сравнительный анализ тенденций развития художественной культуры Китая и России с 1900 по 1920-е годы провела в своём докладе Синявина Наталья Владимировна, кандидат культурологии (Московский государственный институт культуры). Нестерова Елена Ивановна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ, рассказала о межкультурных взаимодействиях в российском дальневосточном городе рубежа XIX–XX веков, а Тарасова Александра Владимировна, кандидат исторических наук и доцент кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ, отследила реакцию русскоязычных зрителей на сюжетные перипетии в южнокорейских телесериалах.