18.12.2020 19:11

Категория: Научные статьи и доклады

В одиннадцатом номере за 2020 год научного юридического журнала Lex Russica опубликована статья ведущего научного сотрудника ИНИОН РАН Г. Н. Андреевой «Опыт законодательного регулирования сецессии в трёх странах: СССР, КНР, Канаде». Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ 20-011-00418, реализуемого на базе ИНИОН РАН.

В статье отмечается, что в XX–XXI веках сецессии стали объектом правового регулирования на уровне текущего законодательства, издаваемого на основе положений национальной конституции. В статье проанализированы три закона о сецессии. Два из них (СССР и Канады) регулируют вопросы осуществления выхода из состава государства, третий (КНР) запрещает сецессию. Все три акта опираются на трактовку соответствующих конституционных норм. Анализ данных законов с точки зрения целей их издания, содержания, особенностей и степени достижения официально сформулированных законодателем целей показывает существенное расхождение между официально поставленными целями и используемыми для их достижения правовыми инструментами и приёмами законодательной техники. Несмотря на разные названия и официально заявленные цели принятия законов о сецессии, по своей сути все три закона направлены либо на её предотвращение, либо на существенное затягивание процесса выхода из состава государства. В советском и канадском законах, формально допускающих сецессию, основная роль в процессе «затягивания» решения вопроса отводится центральным органам государства, которые наделяются широкими полномочиями и возможностями для признания результатов референдума, проведённого соответствующим регионом, недействительными. Закон КНР в силу особенностей статуса Тайваня и его взаимоотношений с КНР вряд ли можно рассматривать как попытку создания правового механизма противодействия сецессии, скорее как политическое предупреждение, сделанное в форме правового акта, о недопустимости, по мнению КНР, международно-правового оформления независимости Тайваня. Законодательное регулирование вопросов сецессии пока не содержит новых механизмов, наглядно обеспечивающих демократичность принятия государственных решений. Однако каким бы слабым ни было законодательное регулирование вопросов сецессии, оно является шагом вперед по сравнению с силовыми методами решения региональных проблем.