ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич,

академик РАН,

директор Института научной

информации по общественным

наукам (ИНИОН) РАН

 

 

О результатах информационно-аналитических

и теоретических исследований проблем

культурологии в ИНИОН РАН

(Тезисы выступления на заседании Президиума РАН

10 апреля 2007 года)

 

1. Культурология – новое междисциплинарное направление социальных и гуманитарных исследований. Она относительно недавно вошла в перечень учебных дисциплин Государственного образовательного стандарта. Сегодня изучается в большинстве вузов страны. Первая кафедра создана в МГТУ им. Н.Э. Баумана в 1990 г. Первое научное подразделение в системе Академии наук – в том же году в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН). ВАК также включил культурологию в номенклатуру научных специальностей. В нашей стране уже не один десяток докторов и кандидатов культурологии.

2. Культурологическая тематика является одним из важнейших направлений научно-информационной и научно-исследовательской деятельности ИНИОН с начала 90-х годов. Это было обусловлено глубокими социальными трансформациями, происходившими в России. Кардинальное изменение ментальных и общественных ориентаций, слом прежних духовных представлений породили потребность в переосмыслении культурно-цивилизационной идентичности России.

3. Реализация культурологической программы стала возможной благодаря научно-информационной школе ИНИОН. Другим ключевым условием ее осуществления была консолидация научных усилий ряда академических институтов (Института всеобщей истории, Института мировой литературы, Института философии и др.). Программа имела три основных направления.

Первое – создание энциклопедических и справочных изданий, представляющих собой качественно новый уровень информационно-аналитической деятельности; это, в свою очередь, предполагало решение двух задач – теоретическое исследование нового поля гуманитарного знания и информационное обеспечение научного и образовательного процессов в сфере культурологии.

Второе – перевод и комментирование трудов зарубежных классиков культурологической мысли, переиздание отечественных раритетов, введение в научный оборот трудов ведущих современных российских исследователей.

Третье – адаптация культурологического знания к уровню и потребностям студенческой аудитории.

4. На сегодняшний день результаты реализации культурологической программы таковы. В научных издательствах Москвы и Санкт-Петербурга нами выпущено около 150 книг классиков мировой и отечественной культурологии, а также современных исследователей. Из них 12 томов – это энциклопедии, антологии, справочники, словари, лексиконы. Работа российских ученых XIX-ХХ вв. представляют собой примерно треть всех изданных книг (20 авторов работают или работали в РАН). Среди зарубежных классиков следует выделить несколько абсолютно первоклассных имен: М. Вебер, К. Манхейм, Э. Трёльч, Г. Зиммель, П. Тиллих, Я. Буркхардт, Э. Кассирер, М. Фуко, В. Дильтей, Э. Жильсон, Р. Арон, Т. Адорно, П. Рикёр, Н. Элиас, К. Леви-Стросс, Ж. Маритен, Р. Бультман, Б. Малиновский, К. Гирц, Л. Уайт, А. Крёбер. Все эти книги выходят в рамках восьми научных серий: «Лики культуры», «Российские Пропилеи», «Книга света», «Культурология. ХХ век», «Summa culturologiae», «Зерно вечности», «Humanitas», «Письмена времени».

Кроме того, в основном для системы высшего образования, нуждающейся в оперативной культурологической информации, вот уже более пятнадцати лет  готовится дайджест «Культурология» (подписное периодическое издание, выходящее 4 раза в год), а также с 1990 г. ежегодник «Человек: Образ и сущность». Разумеется, идет и традиционная исследовательская работа: публикуются статьи и монографии.

5. Происхождение термина «культурология» восходит к работам американского антрополога Лесли Уайта (1900–1975 гг.). Он выделил культурологию как самостоятельную науку в комплексе социально-гуманитарных наук. Своими корнями культурология уходит в антропологию, этнологию, социологию, лингвистику, семиотику, психологию и др.

Основной категорией культурологии является понятие «культура». Его определения разнообразны: от простого противопоставления природе до дефиниции культуры как исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженного в типах организации жизни и деятельности людей. Культура трактуется и как способ духовного освоения действительности на основе системы ценностей, и как развертывание творческой деятельности человека, направленной на поиск смысла бытия. Если попытаться упорядочить весь ряд дефиниций культуры, получится обобщенная культурологическая концепция, отражающая разные этапы становления культуры и ее осмысления.

Еще одно важнейшее свойство культуры заключается в том, что именно она является универсальным основанием для самоидентификации общества и человека, осознания коллективом и его членами своей индивидуальности, маркирования себя, различения «своих» и «чужих».

6. Несмотря на существенную роль традиций, сохраняющих культуру в ее неизменной специфичности, она по своей природе – весьма динамична. В ее развитии можно выделить несколько типов формирования и изменения:

1) культурогенез – порождение новых культурных форм и возникновение новых культурных систем;

2) трансформация культурных форм – процессы их модернизации, прогрессивного развития, деградации, вплоть до исчезновения;

3) наследование традиций – трансляция и преемственность социального опыта, позволяющее осуществлять воспроизводство культуры;

4) культурная диффузия – процессы пространственно-временного распространения культурных образцов, их заимствования и внедрения в иные культурные системы;

7. Основными компонентами предмета культурологии являются:

1) онтология культуры – многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров;

2) гносеология культуры – основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология;

3) анализ форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, кумуляции и трансляции социального опыта;

4) культурная семантика: представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурной коммуникации;

5) антропология культуры: представления о личностных параметрах культуры, о человеке как «производителе» и «потребителе» культуры;

6) социология культуры: представления о социальной стратифицированности и пространственно-временной дифференцированности культуры, о культуре как системе «правил игры» и технологий социального взаимодействия;

7) социальная динамика культуры: представления об основных типах социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем;

8) историческая динамика культуры: представления об эволюции форм социокультурной организации;

9) прикладные аспекты культурологии: представления о культурной политике, функциях культурных институтов.

8. Трудности становления культурологии вызваны прежде всего сложностью, многоплановостью понятия культуры. Существует множество типов понимания культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода:

1) культурология рассматривается как комплекс дисциплин, изучающих культуру в ее историческом развитии и социальном функционировании, в результате чего создается система знаний о культуре;

2) культурология трактуется как раздел дисциплин, изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и прямопротивоположная позиция, согласно которой она есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре). В этом случае возможно отождествление с культурологией культурантропологии, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах и  значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или периоду времени;

3) культурология квалифицируется как самостоятельная научная дисциплина. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.

9. Чем для науки является реализация программы культурологических исследований, ведущаяся учеными РАН и высшей школы? В XVIII в. французские энциклопедисты вырабатывали новый тип научного знания и мышления. В конечном счете, все это структурировалось в Энциклопедии. Понимая существенное различие в масштабе решаемых задач, следует, тем не менее, указать на типологическую схожесть. Сегодня закладываются основы нового гуманитарного и социального знания.

Старое, традиционное знание (при всех его достижениях) нуждается в серьезном пересмотре. Теперь мы отчетливо понимаем, как глубоко заблуждалась прежняя наука относительно природы общества и перспектив его развития. Она «делала ставку» на борьбу, противоречия, насилие (акцентировала все это). Оказалось же, что высокоорганизованные общества (культуры) находят силы и умение преодолевать это и достигать консенсуса, согласия. Одну из главных ролей играют здесь механизмы культуры.

10. Весьма значима также культурология для преодоления европоцентристских (западоцентристских) подходов в социально-гуманитарной науке. Именно культурология дает научное обоснование существования множества самостоятельных и по-разному развивающихся культур. Этот вывод особенно важен в эпоху глобализации, которая, не в последнюю очередь, является попыткой вестернизации (американизации) и, тем самым, унификации культурно дифференцированного мира.

11. К чему ведет утверждение культурологии в системе современного социально-гуманитарного знания? К примеру, в социальной теории, как уже говорилось, акцент переносится с темы дестабилизации общества и утопических о нем представлений к теме консолидации и консенсуса, к теме «управляемого конфликта». В исторической науке повышенное внимание уделяется цивилизационному подходу. В политической науке и правоведении – теме возможности переноса институтов одной культуры в другую. И т.д.

12. В общем и целом культурология как новая отрасль знания необходима для адекватного цивилизационного и мировоззренческого самоопределения России в современном мире и выработки стратегии ее социального развития в XXI в. В этом и есть основное значение дальнейших культурологических исследований.

1. На трибуне — директор ИНИОН РАН академик Ю. С. Пивоваров

2. Выступает Президент РАН академик Ю. С. Осипов

3. Вопрос задаёт вице-президент РАН академик А. Д. Некипелов

4. Выступает академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН академик А. П. Деревянко

5. Академик Ю. С. Осипов у книжной выставки ИНИОН

6. Один из стендов выставки

7. Зам. директора ИНИОН РАН по общим вопросам С. С. Борисов, руководитель Центра гуманитарных научно-информационных исследований ИНИОН РАН д. филос. н., проф. Л. В. Скворцов и ведущий научный сотрудник Отдела культурологии к. филос. н. С. Я. Левит у книжной выставки

8. Ответственные за проведение книжной выставки — зав. Отделом библиотечно-информационного обслуживания Фундаментальной библиотеки ИНИОН РАН Н. И. Михайлова и гл. библиотекарь Н. В. Кузнецова

9. Здание Президиума РАН на Ленинском проспекте, д. 14.