22.08.2018 00:23

Категория: Новые издания

Представляем монографию «Парадигма современного научно-технического развития» д.филос.н. А. Н. Авдулова и д.филос.н., руководителя Центра научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН А.М. Кулькина

В развитых странах мира чётко определились тенденции, закономерности формирования мощного научно-образовательного потенциала — основы современного социально-экономического развития. В монографии рассмотрены этапы и организационные формы становления этого потенциала, источники, структуры и механизмы государственного финансирования научных исследований в странах — представителях трёх наиболее развитых регионов мира — Северной
Америки, Западной Европы и Восточной Азии. В качестве таких представителей выбраны США, ФРГ и Япония — ведущие государства каждого из перечисленных регионов. Отдельно и обстоятельно рассмотрены проблемы, представляющие большой интерес для читателя, формирования научного потенциала Европейского союза. Анализ систем и состояния государственного финансирования развитых стран мира представлен в многочисленных таблицах.

Содержание

  • Введение

Глава первая. МЕСТО И РОЛЬ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ЭВОЛЮЦИЯ ПАРАДИГМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

  • 1.1. Периодизация государственной научно-технической политики
  • 1.2. Наукоемкие технологии и их роль в современной экономике

Глава вторая. ДИНАМИКА ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ, ФОРМИРУЮЩИХ ПАРАДИГМУ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

  • 2.1. О ресурсном обеспечении научно-технического прогресса
  • 2.1.1. Финансирование науки в США
  • 2.1.2. Финансирование науки в ФРГ
  • 2.1.3. Финансирование науки в Японии
  • 2.1.4. Россия между двумя эпохами – индустриальной и постиндустриальной
  • 2.2. Наука в глазах широкой общественности 
  • 2.2.1. Интернет как набирающий популярность источник научно-технической информации 
  • 2.2.2. Об интересе граждан к науке и технике
  • 2.2.3. Самооценка респондентами своей научной грамотности
  • 2.2.4. Объективная оценка научной грамотности
  • 2.2.5. Вера в псевдонауки
  • 2.2.6. Отношение к науке, ученым и актуальным научным проблемам
  • 2.3. Влияние общественности на научно-техническую политику и развитие науки

Глава третья. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • 3.1. Консолидация национального научно-технического потенциала
  • 3.1.1. Национальные исследовательские программы (НИП)
  • 3.1.2. Консорциум «SEMATECH»
  • 3.1.3. Американская национальная программа развития нанотехнологии
  • 3.1.4. Японская национальная программа разработки «Системы обработки образной информации» (Pattern information processing system – PIPS)
  • 3.1.5. Рамочные программы Европейского союза
  • 3.2. О глобализации науки и производства
  • 3.2.1. Пробуждение азиатских гигантов
  • 3.2.2. Состояние мирового рынка наукоемкой продукции

Глава четвертая. ВНУТРЕННИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ

  • 4.1. Трансформация дисциплинарного спектра науки
  • 4.2. Парадигма глобального научно-образовательного прорыва
  • 4.3. Система образования – стратегический фактор развития науки
  • 4.4. Философское эссе по результатам исследования

Глава пятая. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ ПАРАДИГМАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА СФЕРЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • 5.1. Сближение фундаментальных и прикладных исследований
  • 5.2. Наука и технология
  • 5.3. О коммерциализации науки и инновациях
  • 5.4. О технической оснащенности современной науки
  • 5.5. Информационные технологии
  • 5.6. Наука и техника на службе медицины
  • 5.6.1. Разработка искусственного сердца
  • 5.6.2. Клетки больших надежд
  • 5.6.3. Главный проект ХХ в. – расшифровка генома человека
  • 5.6.4. Нанотехнология

Заключение
Примечания и использованная литература
Сведения об авторах