22.06.2017 17:16

Категория: Мероприятия

22 июня 2017 г. состоялось заседание Группы ситуационного анализа ИНИОН РАН, посвящённое теме «Российско-китайское стратегическое партнёрство и актуальные проблемы реализации инициативы КНР „Один пояс, один путь“». В заседании приняли участие специалисты Китайской академии общественных наук — директор Института научной информации КАОН, проф. Чжан Шухуа, д‑р филологических наук, учёный секретарь Международного центра синологических исследований проф. Тан Лэй, д‑р исторических наук, проф. Пяо Гуанхай, старший научный сотрудник ИНИ КАОН, заместитель руководителя редакции научного журнала «Общественные науки за рубежом» д‑р Гао Юань.

С российской стороны в ситуационном анализе приняли участие д. полит. н. Д. В. Ефременко, д. полит. н. Ю. Г. Коргунюк, д. э. н. С. Н. Смирнов, к. и. н. В. Г. Шаронова, к. соц. н. А. М. Понамарева, к. соц. н. А. Ю. Долгов. Модератором дискуссии выступил заместитель директора по научной работе ИНИОН РАН, д. полит. н. Д. В. Ефременко.

С основным докладом «Полномасштабное стратегическое сотрудничество России и Китая в новых мировых политических условиях» выступил проф. Чжан Шухуа. Он отметил, что динамика мировых политических процессов характеризуется нарастанием неопределённости и турбулентности. Причём источником нестабильности во всё возрастающей степени становятся страны Запада во главе с США. Особенно наглядно это проявилось после Brexit’а и победы на выборах в США Дональда Трампа. Однако и до этих событий основной вклад в хаотизацию системы международных отношений вносили страны Запада, стремившиеся сохранить собственное доминирование в мировой экономике и политике и экспортировать в другие страны собственное понимание демократии и соответствующую модель политических институтов. Между тем, сегодня под сомнением оказывается как раз устойчивость и жизнеспособность западной системы ценностей.

На основе такой оценки современной ситуации можно сделать следующие выводы:

  • недопустимость агрессивной политики экспорта демократии как фактора политической дестабилизации; 
  • неприемлемость трактовки западной демократии в качестве универсальной и «готовой к использованию» программы; 
  • предотвращение вмешательства во внутренние дела других стран под предлогом распространения демократии; 
  • недопущение ситуаций, когда под предлогом распространения демократии складываются условия для роста ксенофобии, фашистской идеологии и этнического сепаратизма; 
  • необходимость развития государственных институтов на основе уже существующей правовой базы, защита прав большинства; 
  • большая смелость в теоретических и практических поисках, направленных на развитие собственной модели демократии; 
  • необходимость разработки адекватного современным условиям и культурным традициям различных стран определения демократии; 
  • обеспечение демократизации международных отношений.

Перечисленные задачи имеют большое значение в контексте развития разностороннего политического сотрудничества между Россией и Китаем. Одним из направлений сотрудничества, в частности, является взаимодействие мозговых центров и специалистов двух стран. Они должны смело выдвигать новые идеи и новые предложения в области международной политики и экономики. Китай, Россия и другие страны являются здоровой силой, стремящейся к обеспечению справедливого порядка в политике и экономике на международном уровне. Именно поэтому учёным Китая и России необходимо, глядя в будущее, чётко разобраться в изменениях в структуре мировой экономики, описать изменения на политической карте мира, разработать «международную дорожную карту» совместного развития Китая, России и других стран с активно развивающейся экономикой, внести серьёзный вклад в скоординированное развитие «Экономического пояса Шёлкового пути» и стран Евразийского экономического союза. Учёные Китая и России должны уделять внимание экономическому и финансовому сотрудничеству, содействовать упрощению условий торговли между двумя странами, развитию сотрудничества в сферах интернет-бизнеса, средств связи, информации и телекоммуникации и т. д.

Проф. Тан Лэй в своём докладе остановился на особенностях восприятия китайской инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП) в различных странах мира, в т. ч. в экспертных сообществах этих стран. Если американские эксперты, внимательно отслеживающие реализацию данной инициативы, акцентируют связанные с ней проблемы и высказывают ряд сомнений, то специалисты из стран ЕС в большей степени уделяют внимание перспективам участия европейского капитала в проектах ОПОП. В целом, западные специалисты высказывают определённую обеспокоенность в отношении геополитических аспектов ОПОП, хотя и подчёркивают, что КНР не претендует на глобальную гегемонию. Что касается России, то её руководство выступило сторонником сопряжения инициативы ОПОП и евразийского интеграционного проекта. Существенно, что опросы общественного мнения показывают устойчивую тенденцию позитивного восприятия Китая и его политики российскими респондентами. В свою очередь, в Китае респонденты рассматривают Россию в качестве одного из наиболее дружественных государств. В российском экспертном сообществе также преобладает позитивное восприятие ОПОП. Тем не менее важно дальнейшее развитие диалога и повышение доверия между интеллектуалами Китая, России и других стран ЕАЭС.

Заместитель директора ИНИОН РАН Д. В. Ефременко отметил, что инициатива «Один пояс, один путь» — это открытая концепция, куда могут вписаться разные страны, разные политические режимы со своими представлениями о прошлом, настоящем и будущем. В этом её большое преимущество, но одновременно и трудность с точки зрения экспертного обеспечения. В целом в сближении позиций России и Китая большую роль играют как внутренние задачи и интересы национального развития двух стран, так и внешние факторы. К числу таких факторов относится американская политика сдерживания по гигантскому внешнему периметру Китая и России. Вольно или невольно, но придвигая военную инфраструктуру НАТО к российским рубежам на Западе и усиливая существующие оборонные альянсы в АТР, Вашингтон способствует тому, что видение стратегических целей американской политики в Москве и Пекине всё более сближается, следствием чего становится их стремление к большей политической координации.

Подводя итог дискуссии, Д. В. Ефременко отметил, что важнейший импульс в ускорении глобальных трансформаций, обеспечивающих охват пространства Евразии плотной сетью различных взаимосвязей, исходит от Китая. Россия вынуждена реагировать на эти трансформации, но именно она может существенно повлиять на их последующий ход. Проблема в том, что одновременно усиливаются региональные и глобальные противоречия, они становятся более комплексными, охватывая не только сферы безопасности, экономики, торговли, финансов, но также информационные потоки и виртуальное пространство. Россия может оказаться в числе бенефициаров становления Большой Евразии. В то же время существует вероятность стать в этом процессе основным аттрактором рисков и угроз. Именно поэтому укрепление сотрудничества между представителями экспертных сообществ России и КНР представляется чрезвычайно важной задачей.